Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Экспорт топлива стал гораздо выгоднее продаж в России

10.02.2015

Экспортный netback (цена за рубежом за вычетом пошлины и транспортных расходов) по бензину по итогам первой недели февраля достиг исторического максимума, составив по АИ-95 около 38,2 тыс. руб. за тонну (по данным ИАЦ «Кортес»). За неделю экспортная альтернатива прибавила более 9 тыс. руб. и теперь более чем на 5 тыс. руб. превышает биржевую цену бензина в РФ. Сходная динамика наблюдается и по другим светлым нефтепродуктам — авиакеросину и дизельному топливу (рост на 6,5 тыс. руб.).

Причина столь резкого роста привлекательности экспорта в том, что «ножницы Кудрина», последние четыре месяца снижавшие доходы нефтяников, теперь сыграли в их пользу. Февральская вывозная пошлина на бензин рассчитывалась исходя из низких котировок января, а в начале февраля цены на нефть резко выросли, увеличив тем самым и цену фактической поставки. Именно такой ситуации опасалась ФАС, предлагая при необходимости повысить экспортные пошлины для защиты внутреннего рынка. Но пока повышение пошлин правительство не обсуждает.

В итоге между netback и внутренней ценой возник огромный разрыв — теперь для того, чтобы внутренний рынок бензина вновь стал премиальным, оптовые цены должны вырасти не менее чем на 5 тыс. руб., или на 4,2 руб. за литр. Пока же экспорт уже начал расти: согласно статистике РЖД, за первые восемь дней февраля за рубеж поставлено 141,6 тыс. тонн бензина, то есть среднесуточный экспорт составил 17,7 тыс. тонн против примерно 15,8 тыс. тонн в январе. Существенные объемы бензина пошли в Западную Европу, в феврале туда отгружали Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» и Московский НПЗ «Газпром нефти». В январе же туда поставок почти не было, а подавляющая часть экспорта бензина пришлась на Казахстан и Киргизию — благодаря отсутствию пошлин, географической близости и ослаблению рубля эти страны остаются самым привлекательным направлением для российских нефтекомпаний.

Вторым фактором, который будет оказывать существенное влияние на оптовую стоимость бензина в ближайшие два месяца, стала новая рекомендация Минэнерго о наращивании запасов топлива на период ремонтов на НПЗ. Теперь нефтяники к 1 апреля должны накопить 2,5 млн тонн бензинов (считая товары в пути), хотя год назад требовалось только 1,75 млн тонн. На конец января запасы уже составляли 1,7 млн тонн, то есть за два месяца нефтяникам нужно запасти еще 0,8 млн тонн. Учитывая текущую конъюнктуру, эти объемы, скорее всего, будут сняты с поставок на внутренний рынок.

Отыгрывая эти тенденции, биржевые цены на бензин начали расти, пока довольно умеренно. С 1 февраля стоимость АИ-92 выросла на 5,8%, до 30,26 тыс. руб. за тонну, тогда как АИ-95 подорожал на 4,5%, до 33 тыс. руб. «Как рост экспортной альтернативы, так и увеличение объемов резервирования должны привести к тому, что текущее предложение бензина в опте снизится, — считает Михаил Турукалов из Аналитики товарных рынков. — Это приведет к росту оптовой цены и потенциально дает возможность нефтяным компаниям разогнать рынок к началу ремонтов на НПЗ».

Таким образом, тренд на некоторое снижение цен на АЗС завершается. В то же время резкого роста цен, которого можно ожидать в опте, в рознице эксперты не прогнозируют. Маржа АЗС сейчас находится на рекордно высоком уровне за последние два года, а у независимых участников рынка есть запас дешевого топлива на нефтебазах.

Источник: Коммерсант 


Комментарии