Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Российский авторынок обрушился до кризисного уровня

10.02.2015

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) 9 февраля сообщила, что в январе российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 24,4%, до 115,4 тыс. машин. Резкому обвалу предшествовал спровоцированный ослаблением рубля ажиотажный спрос в декабре. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер в понедельник заявил, что после декабрьской «вечеринки» в январе у автопроизводителей наступило «горькое похмелье». Продажи шли даже хуже, чем в январе кризисного 2009 года, когда, по данным АЕБ, было продано 118 тыс. машин.

Объем продаж лидера рынка АвтоВАЗа упал на 26%, до 17,5 тыс. машин, что сопоставимо с уровнем января 2010 года, когда автоконцерны показывали уже настоящие антирекорды. Тогда результаты компании называли «худшими за все время кризиса» и предрекали вероятность кассового разрыва. Но ряд игроков, например Chevrolet и Ford, продали в январе 2010 года заметно больше машин, чем в прошлом месяце, хотя тогда еще не было госпрограммы утилизации, а в январе 2015 года эта мера поддержки работала пять месяцев подряд. Теперь продажи GM (Opel, Chevrolet, Cadillac) упали почти на 70%, до 4,2 тыс. машин, доля рынка концерна упала на 5,4 п. п., до 3,6%. Спрос на Ford упал на 57%, до 1,8 тыс. машин, его доля сжалась на 1,2 п. п., до 1,6%.

Йорг Шрайбер уверен, что причина обвала заключается в слишком быстрой продаже машин по прошлогодним ценам и последовавшим за этим резким повышением стоимости автомобилей из-за курсовых колебаний. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), цены с сентября 2014 года к середине января 2015 года больше всего подняли бренды компаний США, продажи которых в итоге сильно упали, — Opel (рост цен в среднем на 56%), Chevrolet (на 52%), Ford (на 45%). Японские компании подняли цены в пределах 25%, европейские бренды (Volkswagen, BMW, Audi, Land Rover) — на 15–20%. Корейские марки, продолжая захват рынка, увеличили цены в пределах 15%: Hyundai — на 7%, Kia — на 14%. Но вчера Kia Motor Rus объявила о росте стоимости на продукцию на 20–180 тыс. руб.

Усугубить ситуацию на авторынке может и резкий рост стоимости владения автомобилем в России на фоне возросших ставок по кредитам, увеличения цен на топливо, страховку, техобслуживание и т. д. По данным PwC, в январе эксплуатация автомобиля В-класса обходилась в 223 тыс. руб. в год, гольф-класса — в 335 тыс. руб., бизнес-класса — в 680 тыс. руб., внедорожника ценой до 3 млн руб.- в 634 тыс. руб., а дороже всего будет содержание полноразмерного внедорожника ценой выше 3 млн руб.- 1,17 млн руб. в год.

Базовый прогноз PwC на 2015 год оказался самым пессимистичным: падение рынка на 35%, до 1,5 млн машин (АЕБ обещала спад 25%). Импорт, считают в PwC, может упасть более чем вдвое, продажи локализованных иномарок — на 33%, а продукции российского автопрома — на 10%. При этом сценарии восстановления рынка до уровня 2012 года (2,8 млн машин) возможны в перспективе к 2020 году. При этом из данных PwC следует, что рынок в РФ сейчас не приносит иностранным концернам таких объемов продаж, чтобы всерьез за него бороться. Например, доля российских продаж от общих объемов выпуска Ford — лишь 1%, у GM и Toyota — 1,9%, у Volkswagen — 2,4%. Директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко полагает, что если ситуация пойдет по базовому прогнозу, то из России начнут уходить производители, не имеющие здесь производства и с низкой долей российских продаж в общем объеме. Такие решения будут принимать по итогам 2014 года или по итогам первого квартала 2015 года, рассуждает эксперт, а сворачивать продажи — уже в третьем или четвертом квартале.

Источник: Коммерсант 

Наши конференции:


Комментарии