Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Высшая школа экономики: Розничный бизнес входит в период стагнации. Следующий шаг — рецессия

17.12.2014

Среди новостей ритейла, можно выделить одну из наиболее важных – опубликование ежегодного исследования Высшей школы экономики (ВШЭ). Оно свидетельствует о переходи пессимистичного настроения с продавцов непродовольственных товаров на продуктовый ритейл.

Эксперты ВШЭ оценили индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле. Их оценка основывается на ответах руководителей 4000 магазинов 78 регионов страны, данных в ходе опросов Федеральной службы государственной статистики. Если в начале 2014 года и в III квартале этот индекс находился на отметке +4%, то за октябрь — декабрь упал на 3 п. п. до +1%. Эксперты отмечают, что это минимальное значение с 2009 г..

Среднегодовой индекс предпринимательской уверенности в текущем году рухнул до 0%. Напомним, что последние 5 лет он колебался в пределах 5-7%. Самые негативные оценки ситуации в отрасли дал продуктовый ритейл. Индекс уверенности торговцев непродовольственными товарами лишь на 1 п. п. ниже, чем квартал назад: +3% в октябре — декабре 2014 г. Говоря о возможном сокращении импорта и росте цен, ритейлеры создали «преддефицитную атмосферу», что подстегнуло продажи товаров длительного пользования в IV квартале, указывают эксперты ВШЭ.

Приток покупателей в непродовольственной рознице есть, но о причинах говорить рано. Дмитрий Костыгин, совладелец ритейлеров Юлмарт, Дикая орхидея, Улыбка радуги, Рив Гош и др., отмечает, что приток может быть сезонным ажиотажем. По словам предпринимателя, розничный бизнес наблюдает необычно высокий спрос на недвижимость, автомобили, и самый обычный – на товары повседневного спроса. На этом основании он строит оптимистичный прогноз: «есть надежда на сохранение спроса в начале следующего года».

Ссылаясь на источник, газета Ведомости заявляет, что «крупные игроки не ждут провала в продажах в начале следующего года (в сравнении с началом предыдущего года). «Мы изучили опыт Украины, которая пережила похожие процессы с девальвацией национальной валюты», — говорит один из ритейлеров. В украинском случае в течение примерно трех месяцев наблюдался бум продаж, но затем сильного провала тоже не было: в гривнах сопоставимые продажи остались на уровне прошлых лет».

Костыгин предсказывает сохранения спроса на косметику и электронику: «Это относительно небольшие покупки, а потребителям надо себя чем-то баловать». По некоторым сегментам предприниматель ожидает роста продаж до 20% в I квартале 2015 г.

Один из крупнейших участников российского розничного бизнеса — немецкая Metro Group — в своем годовом отчете отметила стремительный рост розничных показателей в РФ. Эксперты связывают его с ростом цен. Украинский конфликт «не только привел к экономическим проблемам в самой Украине, но и продолжает негативно влиять на и так замедляющуюся российскую экономику», отметила компания, развивающая в России сеть Metro Cash & Carry.

Основные риски, указанные предпринимателями в ходе исследования ВШЭ –финансово-экономическая напряженность, прекращение роста реальных располагаемых денежных доходов населения, негативное влияние продовольственного эмбарго. «Ритейл постепенно теряет статус основного драйвера роста для экономики в целом, характерного для отрасли в последние два года, и постепенно погружается в стагнационный дрейф с последующим возможным переходом в фазу рецессии», — говорится в обзоре ВШЭ.

Источник: Vedomosti.ru

Наши конференции:


Комментарии