Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

АЕБ предлагает бесплатно взять на себя часть функций Роспотребнадзора на финрынках

01.12.2014

Из официального письма генерального директора АЕБ Франка Шауффа председателю ЦБ следует, что позиция судов и Роспотребнадзора привели к отказу или существенному снижению объема операций на розничном рынке таких крупных игроков, как Цюрих и Альянс, более того, другие крупные страховые компании также вынуждены сокращать портфели. Ассоциация приводит в пример решения, когда страховщику предписывается снизить или пересмотреть тарифы из-за того, что потребителю они кажутся высокими, встречаются случаи, когда страховщика обязывают вернуть клиенту уплаченную премию за полис по окончании действия договора, «поскольку не было страховых случаев» и он не воспользовался страховой услугой. «Текущая ситуация на страховом рынке вызвана не состоянием российской экономики, не международными санкциями, не потребностью в заимствованиях, — пишет Франк Шауфф. — Страховой рынок можно вывести из тупика исключительно управленческими решениями и организационными мероприятиями без привлечения бюджетных средств».

Для разрешения ситуации АЕБ предлагает передать ЦБ полномочия Роспотребнадзора в части защиты прав потребителей финансовых услуг. Помимо этого, предлагается проанализировать судебные практики и внести ряд поправок в Гражданский кодекс — например, предусмотреть положения, по которым выплата производится с учетом износа имущества, договор страхования прекращается после неуплаты второго или последующего взноса клиентом. АЕБ предлагает внести в закон о защите прав потребителей ограничение максимального штрафа со страховщика — 250 тыс. руб.

По мнению отечественного страхового лобби, перекос в сторону защиты прав клиента в судах существенно бьет по отрасли. Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс отмечает, что выплаты автостраховщиков по решениям судов в текущем году могут превысить 30 млрд руб., еще в 2012 году эта цифра составляла 19 млрд руб. Изменения произошли после обобщения судебной практики Верховным судом, в котором закон о защите прав потребителей распространился на страховые продукты.

Очередное заседание Верховного суда планируется в декабре. На нем будут обсуждаться решения судов в отношении страховщиков. Компании бьют тревогу заранее. Как заявляла на форуме «Будущее страхового рынка» глава страховщика МАКС Надежда Мартьянова, с реформой ОСАГО вступили в силу нормы об 1% пени для страховщиков за каждый день просрочки выплаты. «Мы ожидаем, что активизируется мошенническое звено, мы ждем этого с декабря. Мошенники работают сейчас очень агрессивно», — говорит она. По словам главы МАКС, цена вопроса для них теперь просто «золотая» — если раньше они просто рассчитывали на 50% штрафа с предполагаемой выплаты, то теперь к этому прибавится 1% за каждый день просрочки: группы мошенников скупают базы предстоящих выплат у страховщиков и формируют иски в суды. В ЦБ о таких проблемах на рынке знают, но советы АЕБ воспринимают только как советы.

«Болевые точки страхового сегмента в обращении ассоциации описаны правильно, но предложенные варианты выхода из ситуации вызывают вопросы, — цитирует Коммерсант с ссылкой на знакомый с ходом экспертного совета в ЦБ. — В частности, полномочия Роспотребнадзора должны остаться на месте, потому что у ЦБ и Роспотребнадзора разные опорные законы. Нарушение одного из них вовсе не означает нарушение другого». Другими словами, нарушение закона о защите прав потребителей не означает автоматическое нарушение закона о страховом деле. С другой стороны, ряд предложенных поправок к ГК выглядят разумными и не кажутся такими уж невыполнимыми с точки зрения изменения законодательства.

Источник: Коммерсант.ru


Комментарии