• Сегодня 7 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.09 руб
  • EUR ЦБ 88.70 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»

Ритейл вступил в этап масштабирования цифровых решений

07.11.2025

Примерно 70% компаний из российских секторов розничной торговли и потребительских товаров (CPG) завершили процесс экспериментов и начали активное внедрение цифровых решений в различные аспекты бизнеса. Ожидается, что финансовый эффект от использования технологий генеративного искусственного интеллекта в ритейле к 2030 году может составить 100-160 миллиардов рублей, сообщает COMNEWS.

Аналитики из компаний «Яков и Партнеры» и «Нильсен Дэйта Фэктори» оценили уровень цифровой зрелости ста крупнейших российских ритейлеров и компаний CPG, определив основные направления для развития и потенциал цифровизации в среднесрочной перспективе. В результате исследования «Цифровизация ритейла и CPG: как лидеры конвертируют цифровую трансформацию в прибыль» выяснили, что около 70% участников отрасли уже перешли от экспериментов к активному масштабированию цифровых решений во всех сферах бизнеса.

«Конкуренция со стороны интернет-компаний, нехватка кадров и высокая стоимость заемных средств подталкивают компании в области ритейла и CPG к ускорению технологического прогресса. Компании, активно инвестирующие в цифровизацию, демонстрируют в полтора-два раза более высокий рост операционной прибыли по сравнению с более консервативными игроками. Это подтверждает, что цифровизация уже не является просто трендом, а превращается в необходимое условие для устойчивого роста», — отметил директор «Яков и Партнеры» Алексей Клецко.

«Цифровизация в ритейле активно идет уже длительное время и приводит к изменениям в бизнес-моделях компаний. Мы наблюдаем изменения в пользовательском опыте на всех уровнях — от поиска до взаимодействия. Те, кто активно инвестирует в цифровизацию, получают значительное конкурентное преимущество. При этом лидеры рынка не только развивают собственные технологии, но и делятся своим опытом с другими игроками, поднимая общий уровень отрасли», — прокомментировал директор по Data Science «Авито» Константин Мягких.

В рамках исследования эксперты выделили три типа компаний в отношении цифровой трансформации: «инноваторы», «реалисты» и «консерваторы». «Инноваторы» быстро внедряют новые технологии и готовы рисковать. Они достигают более высоких результатов благодаря комплексному внедрению технологий во всех аспектах бизнеса, готовности вкладывать финансовые и человеческие ресурсы, а также формированию культуры инноваций, открытой изменениям. Около 70% «инноваторов» сообщили о росте операционной прибыли на 3-5%, причем ритейлеры демонстрируют почти вдвое больший прирост, чем компании из CPG.

«Это связано с тем, что ритейл является одной из самых инновационных отраслей. Участники рынка гибко адаптируются к изменениям и ищут новые возможности для роста, активно развивая цифровые маркетплейсы, медиа для ритейла, монетизацию данных и прочие направления, создающие новые источники дохода», — отметил исполнительный директор «Нильсен» Константин Локтев.

Реалисты ориентированы на проверенные решения, которые уже продемонстрировали свою эффективность на российском рынке. Они стараются избежать избыточных рисков и опираются на опыт других компаний. Согласно их результатам, 28% реалистов сообщили о росте прибыли на 1-3%, а 30% — на 3-5%, что свидетельствует о стабильных, хотя и ограниченных результатах цифровизации.

Консерваторы значительно отстают от первых двух групп. Лишь 12% компаний этого сегмента сумели достичь роста операционной прибыли на уровне 1-3%. Подход, базирующийся только на использовании устоявшихся технологий, существенно тормозит потенциал роста бизнеса.

Одним из самых перспективных направлений эксперты выделяют «технологии будущего», включая генеративный искусственный интеллект и роботизацию. Они полагают, что внедрение генеративного ИИ может привести к росту операционной прибыли на 12-19% в ритейле и на 9-15% в секторе CPG.

На Семнадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025, который пройдет 20-21 ноября 2025 года в Москве, мы обсудим затраты на IT и цифровизацию: как CFO понять, что действительно развивает бизнес, а что – только дань моде.

Наши конференции: