• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Рост экспорта бензина может спровоцировать подъем цен внутри страны

17.02.2016

С начала года поставки бензина на экспорт выросли почти на 40 процентов. Одновременно с этим снижается производство топлива на российских НПЗ и падают поставки на внутренний рынок. Не приведет ли это к росту цен на бензин, которые с начала года пока еще демонстрируют небольшое снижение?

О том, что топлива за рубеж стали продавать больше, стало известно в ходе заседания биржевого комитета Федеральной антимонопольной службы. Цифры статистики, предоставленные Центральным диспетчерским управлением (ЦДУ ТЭК), говорят сами за себя: с начала 2016 года по отношению к такому же периоду прошлого года НПЗ произвели топлива меньше на 3%, всего 4 миллиона тонн. И одновременно с этим снизилась отгрузка бензинов на внутренний рынок — сразу на 8,4%, 3,46 миллиона тонн.

Замруководителя ведомства Анатолий Голомозин обратил особое внимание участников совещания и на зафиксированную неравномерность продаж бензина с НПЗ крупных нефтяных компаний для торгов на бирже. В результате оптовые цены на бензин АИ-92 на торговых площадках за период с 15 января по 15 февраля выросли на 13,8%, с 31,5 до 35,9 тысячи рублей за тонну. Бензин АИ-95 подорожал на 11,6%, с 33,2 до 37,1 тысячи рублей за тонну.

В рознице же пока обратная динамика — в среднем по стране снижение цен составило 0,3% за январь 2016 года.

Если отталкиваться от задела прошлого года, когда при инфляции в 12,9% «бензиновая инфляция» составила всего 4,8%, то задел неплохой, уверены эксперты. Однако ситуация может измениться в другую, более негативную для автолюбителей и бизнеса в целом сторону.

Действительно ли рост продаж бензина на экспорт может спровоцировать рост цен внутри страны? Или это только в опте, а розницу все-таки будут сдерживать?

Цены на бензин, выраженные в евро, у нас стали самыми низкими среди всех рыночных экономик мира, напоминает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

«В результате мы потеряли импорт. Внутренний рынок спас рост объемов переработки нефти за последние несколько лет и серьезные вывозные пошлины. Однако охота пуще неволи и объективно сегодня за границу очень выгодно продавать наш бензин. Хотя цифры все равно не должны быть большими», — считает эксперт.

Цены растут тогда, когда нарушается баланс спроса и предложения, продолжает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

«Сначала по классике поднимается биржевая цена на топливо, потом вслед за ней вырастет мелкий опт, а затем уже поднимается стоимость литра в рознице. При этом мы наблюдаем уже в феврале 2016 года, а это все-таки слишком рано, рост оптовых цен. Однако доходность в первый месяц года была очень неплохая, и пока розница еще не выросла. Но будет расти», — считает эксперт.

Тем не менее, возможность регулирования роста стоимости топлива существует, подчеркивает он. «Рыночные механизмы поняты. Это баланс спроса и предложения, отсутствие повышения налогов, в том числе акцизов и НДПИ», — резюмирует Евгений Аркуша.

С этим тезисом согласно большинство аналитиков топливного рынка. По их мнению, как и в прошлом году, в 2015-м стоит ожидать нескольких волн роста стоимости литра топлива в опте. Весной и летом они растут на фоне повышения спроса, на фоне выхода НПЗ на плановые ремонты и в результате сокращения переработки. Зимой и осенью они падают, но уже в этом году видно, что эта тенденция изменилась. А розница реагирует с задержкой в несколько месяцев в среднем.

Источник: Российская газета


Комментарии

Защита от автоматических сообщений