Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: инновации на рабочем месте

23.08.2021

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил результаты исследования инновационной деятельности сотрудников на рабочем месте. Под инновациями на рабочем месте понимается участие работников организаций в создании и реализации идей, связанных с разработкой новых товаров или услуг, улучшением производственных или бизнес-процессов. Такая деятельность может быть частью трудовых обязанностей работника или осуществляться за пределами должностных инструкций, по собственной инициативе. Оценка инновационной активности сотрудников российских организаций базируется на результатах репрезентативного опроса населения в возрасте 18-65 лет, проведенного в рамках Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (объем выборки – 4163 респондента).

Во многих российских организациях созданы базовые условия для инновационной активности сотрудников: около половины респондентов отметили, что на работе могут свободно высказывать свои предложения (55%), в том числе непосредственно руководству предприятия (47%).

Несмотря на это, лишь 6,3% работников за последние три года предлагали идеи по улучшению бизнес-процессов или качества продукции. Среди них 40% являются «институциональными» новаторами – разработка и предложение усовершенствований предусмотрены их должностными обязанностями. Остальные 60% – «новаторы-добровольцы», которые предлагают инновации по собственной инициативе.

Низкая активность работников в предложении нововведений в определенной степени связана с ограниченностью практик инновационного менеджмента в российских организациях. Так, наличие в организациях руководителя или подразделения, ответственного за новые идеи и инновации, отметили 19% респондентов; специального механизма для сбора идей – 18%; о практиках финансового или другого стимулирования соответствующих предложений сообщили 16% опрошенных. Только каждый пятый (22%) согласился с тем, что руководство поощряет самоорганизацию работников в группы для решения нестандартных задач.

Чаще всего работники, выступающие с инновационными предложениями, вносят идеи по усовершенствованию производственных или бизнес-процессов (75% от общего числа новаторов). Вдвое реже встречаются предложения по улучшению существующих товаров и услуг (41%), еще менее распространены идеи по их продвижению, маркетингу (27%) и созданию новой продукции (18%). Таким образом, сотрудники с большей готовностью предлагают усовершенствования организационных процессов, в которые они непосредственно вовлечены, а предложения по другим типам инноваций высказываются гораздо реже, так как это требует специальных навыков и знаний. «Институциональные» новаторы выступают ожидаемо чаще с предложениями по всем типам инноваций.

Половина новаторов смогли в итоге реализовать свои предложения. Степень успешности зависит от должностных обязанностей: у «институциональных» новаторов идеи различных категорий реализуются примерно одинаково (60-62%), в то время как в группе новаторов-«добровольцев» чаще находят применение предложения по улучшению производственных или бизнес-процессов (47%).

В целом, можно оценить долю реализованных идей сотрудников как весьма высокую. Однако следует учитывать, что этот показатель может быть несколько завышен, так как респондентам во время опроса было проще вспомнить именно успешные примеры.

Источник: Itweek

Узнать больше об актуальных тенденциях профессионального развития сотрудников вы сможете на Тридцатой конференции «Общие центры обслуживания: фокус на управление персоналом», которая пройдет 11-12 ноября 2021 года в Москве.

Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения:
Защита от автоматических сообщений
Отправить