Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Как кризис повлиял на московский рынок ритейла

06.04.2021

Последствия коронавируса привели к снижению товарооборота Москвы в 2020 году на 6% согласно последней оценке Oxford Economics. Возврат к докризисному уровню в абсолютном значении ожидается не ранее 2022 г. Пандемия и последовавшее ограничение мобильности населения наряду с падением доходов не могли не отразиться на планах торговых операторов в отношении открытия новых магазинов, а некоторые не только пересмотрели свою экспансию, но и сократили количество магазинов своих сетей.

В 2021 году объем свободных площадей в торговых центрах Москвы продолжит рост и может превысить 10%. При этом, как и в 2020 году, основной объем придется на блоки площадью до 250 кв. м. Несмотря на продолжение ротации арендаторов, она будет обусловлена в первую очередь показателями эффективности конкретного магазина, а не профиля торгового оператора.

Чтобы оценить, как пандемия повлияла на планы ритейлеров, компания CBRE проанализировала более 1 000 сделок аренды новых площадей в торговых центрах Москвы за последние четыре года (2017–2020). Согласно проведенному анализу, пандемия не повлияла существенно на структуру спроса, но стала причиной снижения объема сделок, в Москве он сократился на 40%.

Fashion-операторы традиционно доминируют в общем объеме сделок, их доля находится на уровне 30–40%. Несмотря на то, что Fashion-сегмент является одним из наиболее пострадавших сегментов розничной торговли (сокращение на 27% в 2020 году, по данным Euromonitor), его доля осталась максимальной и по итогам 2020 года.

Операторы кафе и ресторанов, продуктовые ритейлеры, а также категория товаров для дома увеличили свою долю в общей структуре спроса на рынке Москвы. Активность последних, в том числе, была обусловлена влиянием COVID-19 на смещение фокуса потребителей к приобретению продуктов и товаров первой необходимости, а также товаров для дома и ремонта.

Операторы категорий услуг и развлечений продемонстрировали наибольшее сокращение активности на московском рынке в 2020 году относительно 2019 года. При этом категория «услуги» — единственный сегмент, который существенно вырос в 2019 году. Доля сегмента «развлечения» уменьшается в течение последних 4 лет. Ритейлеры категорий «электроника» и «бытовая техника», а также «детские товары» отличаются низкой долей в общей структуре спроса.

Темпы открытия новых точек продемонстрировали преимущественно отрицательную динамику. В Москве количество сделок сократилось в 3 раза. Изменение объема средней сделки отличается в разных категориях. Например, в категории «электроника» и «бытовая техника» средний объем сделки сократился на 20%, в категории «развлечения» – более чем в 3 раза. При этом положительная динамика наблюдалась в сегменте товаров для дома, размер сделки увеличился в 3,5 раза в Москве. Fashion-операторы демонстрировали наибольшую устойчивость.

Источник: Retail.ru

Узнать больше о том, как ритейл-компании вернуть прежнюю экономическую эффективность и оставаться конкурентоспособной, вы сможете на Одиннадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2021, который пройдет 15-16 апреля 2021 года.


Комментарии