Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Падение российского рынка фудсервиса в 2020 году составит 22%

29.09.2020

Пандемия неминуемо приведет к сокращению рынка фудсервиса по итогам года, однако падение рынка в России будет существенно меньше, чем в Европе и США, прогнозирует исследовательское агентство NPD Group. В России в 2020 году рынок предположительно потеряет 22% в расходах потребителей, тогда как в Германии, Франции, Великобритании, Испании и Италии падение составит от 30 до 40%.

Разница в глубине падения между рынками связана со степенью государственных ограничений, культурах поведения потребителей разных стран, а также национальных традициях в ресторанной индустрии. Кроме того, структура российского рынка сильно отличается от рынков других стран.

Питание непосредственно в залах ресторанов (dine in) больше всех пострадало от пандемии. В России этот сегмент в июле 2020 г. был все еще ниже прошлогоднего показателя на 54% в расходах потребителей. Как только в России в конце июня частично был снят карантин, гости пошли в рестораны. «Летом стояла хорошая погода, люди сначала вернулись на веранды, а ближе к осени стали заполнять залы ресторанов, – комментирует эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова. – В Европе население ведет себя осторожнее, тщательнее взвешивает риски заразиться и, соответственно, реже ходит в рестораны».

Кроме того, российские рестораны в среднем просторнее европейских, столики стоят на существенном расстоянии друг от друга, и это позволяет следовать правилам дистанцирования. «Во многих европейских странах принята более плотная посадка. В Италии и Испании люди сидят плечом к плечу с другими гостями, во французских брассери узкие проходы и крохотные столики часто стоят вплотную друг к другу», – комментирует Марина Лапенкова.

В структуре российского рынка фудсервиса значимую долю занимают столовые, где трафик начал восстанавливаться как только рабочие и служащие вернулись на заводы и в офисы. По данным NPD Group, сегмент столовых по результатам 2019 года занимал пятую часть российского рынка в трафике. Другая особенность российского фудсервиса – высокая доля фастфуда, на который в 2019 году приходилось более половины всех визитов в индустрии. «Фастфуд представлен сильными мультинациональными сетевыми операторами, у которых была возможность инвестировать в рекламу, коммуникации, а также в развитие доставки и еды навынос», – комментирует Марина Лапенкова.

Во время карантина люди стали чаще заказывать еду навынос (take away), а также drive thru, где при заказе не нужно выходить из машины. В июле 2020 г. оба эти канала вместе увеличились на 10% по сравнению с июлем 2019 г. Однако самые высокие темпы роста показала доставка готовой еды, которая в июле 2020 г. выросла более чем в 2 раза по сравнению с июлем 2019 г. Канал доставки активно развивался уже несколько последних лет, и во время пандемии темпы роста только усилились, поскольку в некоторых случаях доставка была единственным способом получить ресторанную еду. Кроме того, в условиях карантина доставка была быстрым и удобным решением для потребителей.

Изменилась мотивация выбора доставки, свидетельствуют данные исследований NPD Group. «Если раньше доставку заказывали вместе с друзьями, мужчины компаниями во время просмотра спортивных трансляций, родители для детских дней рождений, то с началом пандемии еда из ресторанов в том числе стала заказываться ради удовольствия и отдыха, – объясняет Марина Лапенкова. – Люди уставали готовить, хотели отвлечься и переключиться, а доставка из ресторанов оказалось одним из немногих способом себя порадовать». В апреле 2020 г. в каждом третьем случае доставку заказывали потому, что люди не хотели вставать к плите.

Во время карантина многие впервые попробовали доставку и, согласно опросам, продолжат заказывать еду из ресторанов.

Источник: Retail&Loyalty


Комментарии