Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

RNC Pharma составила рейтинг аптечных сетей России за 2018 год

26.03.2019

Аналитическая компания RNC Pharma представила рейтинг аптечных сетей России по итогам 2018 года.

В прошлом году российская фармацевтическая розница показала едва ли не худший результат в истории. Денежный объем рынка стагнировал, рублевая динамика не превышала 2,2%, а натуральные показатели вообще скатились во вполне ощутимый минус — 3,2%.

В условиях, когда доходы населения не растут даже по данным «Росстата», естественно, невозможно ожидать высокой покупательной активности. И если категория Rx-препаратов была более-менее стабильна, то спад по ОТС, БАД и отдельным категориям парафармацевтики существенно отразился на показателях рентабельности аптечных учреждений. Кстати, спад происходил не столько за счет отказа потребителей от конкретной нелекарственной продукции, сколько за счет их перетока в «большую розницу», которая предлагает тот же ассортимент по более привлекательным ценам.

С бэк-маржой тоже не все в порядке. Во-первых, производители осознали свои «ошибки» и начали глобально реформировать систему выплаты вознаграждений за маркетинг. Во-вторых, пришла «беда», откуда не ждали, с предложением ограничить размер бонусов выступил заместитель председателя Госдумы Сергей Неверов. Он обратился к Президенту РФ с инициативой разработки соответствующих поправок в российское законодательство. Надо ли говорить, что новость о возможном ограничении этого ресурса со стороны государства произвела эффект «разорвавшейся бомбы» и для представителей отечественной фармацевтической розницы стала событием едва ли не более значимым, чем еще недавно обсуждавшаяся возможность разрешения продажи ЛП в нефармацевтической рознице.

К сожалению, складывается стойкое ощущение, что российский фармацевтический ритейл последние несколько лет находится в состоянии «жертвы», растет не только регуляторное давление, но и постоянное влияние непрофильных игроков. Отток парафармацевтического ассортимента из аптек в «большую розницу», в том числе в онлайн, уже стал объективной реальностью, в дальнейшем и по ЛП выручку будут отбирать новые игроки, приходящие в фармацевтическую отрасль из FMCG. При этом возможностей для реального противостояния этим тенденциям ни у аптечных сетей, ни тем более у единичных аптек, практически нет. На фармацевтическом рынке, да и в системе здравоохранения в целом, искусственно культивируется глубокий консерватизм. При этом смена технологических эпох все равно будет происходить, этот процесс на глобальном розничном рынке уже запущен. И, если отношение регуляторов к отрасли не изменится, процесс этот будет весьма болезненный.

ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 2018 года.

1 (4).png

2 (1).png

Узнать больше о ключевых тенденциях в фармацевтической сфере вы сможете на Второй конференции «Информационные технологии в фармацевтике: фармацевтическая отрасль на пути к цифровой трансформации», которая пройдет 5 апреля 2019 года в Москве.

Источник: RETAIL-LOYALTY.ORG


Комментарии