Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Готовы ли финансовые организации к роботизации?

21.02.2019

Согласно новому исследованию АССА, CA ANZ и KPMG, современной финансовой сфере еще далеко до полной автоматизации. Исследователи утверждают, что многие компании по-прежнему сомневаются, стоит ли развивать проекты по роботизации. Мы узнали у представителей финансовых организаций, работающих на территории России, проводят ли они роботизацию бизнес-процессов в своих компаниях.

«Развитие автоматизированных технологий способно менять в лучшую сторону имидж финансовых организаций и создавать уникальные возможности для сегодняшних лидеров бизнеса. А компании, которые боятся изменений, теряют свою значимость», – отмечают в исследовании АССА, CA ANZ и KPMG.

Однако согласно результатам опроса, компании 50% респондентов не пробовали использовать автоматизированные решения либо не перешли на них полностью. 45% опрошенных считают: прежде чем внедрить роботизацию, следует полностью разобраться, что это такое. 38% признают, что роботизация – пока не приоритет для них.

Опираясь на это исследование, мы попросили представителей финансовых организаций поделиться своими взглядами на роботизацию бизнес-процессов.

Что такое роботизация и зачем она финансовым организациям

Роботизация бизнес-процессов (Robotic Process Automation – RPA – прим. ред.) – быстро развивающаяся инновационная технология в сфере автоматизации. RPA – это программа, которая имитирует действия человека при работе с различными компьютерными системами и приложениями. Она позволяет настраивать взаимодействие между ИТ-системами для выполнения масштабных, повторяющихся заданий, которые основаны на четких правилах. Роботы учатся создавать процессы для определенных задач и способны управлять данными.

Финансовые организации могут использовать RPA в инвестиционном менеджменте, для управления просроченными задолженностями, обнаружения мошенничества, урегулирования жалоб и претензий, и так далее.

Мы спросили у наших респондентов, проводят ли в их компаниях RPA.

О том, как подошли к внедрению новых технологий в ВТБ, рассказала Наталья Роменская, директор по цифровой трансформации: «На текущий момент в нашем банке в полной мере реализовали функцию по роботизации процессов. Мы создали центр компетенций и сформировали команды RPA в подразделениях. За прошедший год мы роботизировали несколько процессов, выбрали целевую платформу для работы в банке, организовали функции тестирования и поддержки решений в промышленном контуре. В 2018 году роботизировали некоторые операции казначейства, процесс по банкротству физических лиц, часть работы с гарантиями малого бизнеса».

«В 2019 году мы планируем охватить RPA большинство подразделений банка, в том числе работу бухгалтерии, HR, малого, среднего и корпоративного бизнеса, части процесса по проверкам и взысканиям, и многое другое», – поделилась планами организации Наталья.

RPA как один из самых значимых инструментов оптимизации бизнес-процессов обладает большим потенциалом. Эту технологию можно использовать как для самых простых операций – например, автоматического ответа на сообщение, так и для тех, которые требуют функционирования тысяч ботов. При этом каждого из них программируют на автоматизацию определенной задачи.

О широком поле применения RPA в «Сбербанке» рассказал Александр Пятков, руководитель лаборатории по роботизации процессов: «В “Сбербанке” с января 2018 года стартовала роботизация бизнес-процессов: мы создали “Лабораторию RPA”, внедрили платформу и запустили разработку алгоритмов RPA. В течение 2018 года мы роботизировали 53 этапа процесса. Около 70% из них – операционные и поддерживающие, 30% – процессы бизнеса.

Мы задействуем программных роботов в следующих операциях: открытие счетов юридических лиц, офертное кредитование, овердрафт за день, исполнение арестов и взысканий, расчет рейтинговой модели клиентов, оформление отпусков сотрудников. Помимо этого, мы применяем технологии RPA для проверки обращений физических лиц по снятию наличных, а также для хранения и сопровождения архивных документов банка».

«Мы активно проводим роботизацию бизнес-процессов, – отметил Валентин Черепащук, руководитель департамента автоматизации и роботизации QIWI. – Примерно с начала 2018 года начали присматриваться к RPA, в течение года детально изучали технологию и подходы, строили свой CoE (Center of Excellence – центр компетенции – прим. ред.) и процессы. Во второй половине года мы уже активно роботизировали бизнес-процессы».

Однако далеко не во всех финансовых организациях на сегодняшний момент проводят и планируют роботизацию. О технических причинах такого решения рассказал Юрий Орлов, эксперт QBF: «На данном этапе у нас нет RPA, и мы пока не планируем ее проводить. Это связано с тем, что большинство бизнес-процессов компании автоматизированы посредством API и взаимных интеграций». 

Эксперты отмечают, что заинтересованность в RPA компаний, работающих на территории России, увеличилась в 2017 году. За это время организации накопили опыт работы с новыми технологиями, и в 2018 году начали переходить от пилотных проектов к масштабному использованию роботов. Финансовые организации применяют инструменты RPA для операций казначейства, процессов по банкротству физических лиц, работы с гарантиями малого бизнеса, открытия счетов юридических лиц, офертного кредитования, исполнения арестов и взысканий, и так далее.

В чем преимущества RPA

Одно из основных преимуществ RPA в том, что она повышает скорость и качество обработки данных. Благодаря роботизации компании могут снизить трудозатраты и количество ошибок, которые допускают люди. Так, в результате автоматизации происходит высвобождение человеческих ресурсов.

Рик Эллис, генеральный директор CA ANZ, подчеркнул: «Роботизация в финансовой сфере – возможность освободить специалистов от рутинных задач. Это дает им сконцентрироваться на том, что они делают лучше всего, – распространять надежные советы и создавать добавленную стоимость. Сегодня для всех – от финансовых директоров до бухгалтеров, занимающихся публично-правовой практикой, – применение цифровых решений означает, что они могут предусмотрительно планировать свою деятельность или трансформировать свои услуги, а не оценивать постфактум сложившиеся обстоятельства».

Эту точку зрения подтвердила Наталья Роменская: «В нашей деятельности мы рассматриваем несколько возможных эффектов от RPA – в части высвобождения персонала, снижения операционных рисков, уменьшения сроков выполнения задач для наших клиентов, расширения бизнеса без дополнительного найма».

«Если рассматривать актуальные потребности компаний, RPA может, например, увеличить эффективность некоторых операций бэк-офиса», – добавил Юрий Орлов.

Следующая значимая выгода роботизации – быстрая окупаемость ее внедрения и сокращение затрат при росте бизнеса. Об экономии средств и других плюсах новой технологии рассказал Александр Пятков: «RPA позволяет снизить стоимость роботизированных этапов процессов в среднем примерно в три раза, а также повысить удовлетворенность клиентов за счет ускорения процессов при условии их редизайна. Кроме этого, она помогает снизить уровень операционного риска, выявить и “выпрямить” неоптимальные участки процессов».

Еще одно из главных преимуществ RPA в том, что она не требует сложной интеграции в ИТ-инфраструктуру. Поэтому компаниям не придется задумываться о доработке существующих решений. Например, о разработке API к системам, которые задействуют в процессе. Решение на базе RPA может работать с любыми программными продуктами и приложениями. Это преимущество в числе прочих отметил Валентин Черепащук:

«RPA дает возможность автоматизировать процессы независимо от того, в каком ПО их осуществляют. Также благодаря роботизации можно автоматизировать процессы без доработки и изменений текущей архитектуры систем и не привлекать ресурс ИТ.

RPA дает более быструю автоматизацию с привлечением менее квалифицированного ресурса и даже возможность автоматизации процессов силами самих подразделений. На сегодняшний день наш СоЕ состоит в основном из сотрудников компании, которые обучились самостоятельно.

Все перечисленные причины ведут к удешевлению и ускорению процессов в компании за счет автоматизации».

Так, бизнес-пользователи могут самостоятельно научиться настраивать RPA и автоматизировать процессы с помощью ее инструментов. Однако ряд специалистов советует привлекать ИТ-отдел к работе с RPA, поскольку эксперты помогут внедрить технологию быстрей и качественней.

Итак, основные преимущества роботизации, которые выделили респонденты, – это экономия средств компании и сокращение трудозатрат работников, ускорение процессов, снижение операционных рисков, «безболезненная» интеграция RPA в ИТ-инфраструктуру, а также повышение удовлетворенности клиентов.

Прогнозы по развитию RPA

Согласно опубликованному 13 ноября 2018 года исследованию аналитической компании Gartner, к концу 2018 года мировые расходы на программное обеспечение для RPA должны были составить $680 млн и увеличиться на 58% относительно предыдущего года. По прогнозам экспертов, в 2022 году продажи такого софта будут измеряться суммой в $2,4 млрд.

Мы спросили у наших респондентов, какими прогнозами по дальнейшему внедрению технологий роботизации они могут поделиться. Специалисты перечислили основные тренды ближайшего будущего в роботизации процессов и рассказали о своем видении потенциала RPA.

«Думаю, как только технологию “распробуют”, ее начнут активно использовать. Мы можем видеть это на примере европейских компаний, в которых активно проводят RPA. Кроме того, современные роботизированные платформы можно тесно интегрировать с другими технологиями – OCR, AI + ML, BPM, что также делает использование RPA перспективным», – подчеркнул Валентин Черепащук.

«Я считаю, что роботизацию будут использовать для следующих процессов: распознавание документов и ввод данных в различные системы, в которых нет API-интерфейсов для этого; создание единых отчетов из разных систем, которые не могут быть связаны интеграционными решениями, – поделился своими прогнозами Юрий Орлов. – Также добавлю к этому перечню автоматизацию различной операторской деятельности, которая сократит время на обслуживание клиента».

«В ближайшем будущем мы видим следующие тренды, – отметил Александр Пятков. –  Во-первых, программные роботы станут “умными” – смогут “читать” PDF-документы и принимать решения. Во-вторых, платформы и инструменты роботизации станут более user friendly (удобный для пользователя – прим. ред.) – пользователи без навыков программирования смогут сами создавать роботов».

«Основной тренд на рынке – быть максимально мобильными и уменьшать time-to-market (время от начала разработки продукта до его выхода на рынок – прим. ред.) всеми доступными способами. Я вижу в RPA неограниченный потенциал по внедрению быстрых и относительно малозатратных решений. С одной стороны, с ее помощью банки могут повысить свою эффективность за счет снижения расходов бизнеса, а с другой – это скорость и гибкость в отношении быстрых автоматизированных решений. Роботизация – средство малой автоматизации», – подытожила Наталья Роменская.

За последние два года RPA стала одним из заметных объектов инвестирования финансовых организаций. Роботизация принесла компаниям такие выгоды, как сокращение затрат на реализацию операций, освобождение сотрудников от рутинной работы, повышение эффективности бизнес-процессов и качества услуг. Респонденты отметили, что в будущем RPA-технологии станут более «умными». Например, смогут распознавать документы и создавать единые отчеты из систем, не связанных интеграционными решениями. Также внедрение и обучение роботов станет доступней бизнес-пользователям без навыков программирования. Учитывая эти преимущества, активную работу с новыми технологиями и планы ряда компаний, можно предположить, что со временем присутствие RPA-решений в финансовых организациях расширится.

Узнать больше о новых тенденциях в финансовых организациях вы сможете на Второй встрече дискуссионного клуба «ИТ в финансовых организациях», которая пройдет 26 февраля 2019 года в Москве.

Алиса Попова 


Комментарии