Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Используют ли ритейлеры и их поставщики технологии IoT?

12.02.2019

Интернет вещей – одна из самых перспективных современных технологий. И ритейл как быстро развивающаяся отрасль внедряет IoT в различные сферы своей деятельности. Не отстают и производители. Мы опросили руководителей, которые отвечают за ИТ-технологии ритейлеров, и других представителей российских компаний сферы розничной торговли и их поставщиков, используют ли они интернет вещей. Эксперты поделились своим мнением об умных системах и прогнозами по их развитию.

Оказалось, что пока торговые сети России не спешат внедрять IoT-технологии.

Почему IoT не распространен в российском ритейле?

Все опрошенные CFO Russia ритейлеры сообщили, что не используют технологии интернета вещей. Основная причина – отсутствие четкого понимания способов и целей его применения с выгодой для бизнеса.

Евгений Шляпин, директор по ИТ-инновациям ZENDEN, сообщил, что они исследовали разные варианты внедрения IoT, но не обнаружили требуемой эффективности для своей компании. «Поэтому в 2019 году мы не планируем использовать интернет вещей», – добавил Евгений Шляпин.

«Мы регулярно мониторим ситуацию по интернету вещей для ритейла. Но соотношение стоимости конкретных решений и получаемого эффекта от внедрения и сопровождения этих решений пока не в пользу IoT. У бизнеса нет понимания, как он сможет вернуть свои инвестиции», – объяснил Евгений Ермолин, ИТ-директор «Макси».

«Трудно найти сценарии применения IoT в нашей модели бизнеса, – отметил Илья Садовенко, директор по информационным технологиям европейского региона Mary Kay. – Хотя и не невозможно. У нас есть несколько идей, но ни одна из них пока не дошла до стадии даже “эскизного” проекта».

Руководитель одной из ведущих компаний сферы одежного ритейла пояснил причину, почему его компания пока не использует IoT, так: «Предыдущий менеджмент компании был заинтересован в поддержке бизнеса классическими технологиями, без ИТ-инноваций. Однако в течение последних двух лет мы находимся на этапе развития внутренних ИТ-технологий для поддержки и развития бизнеса. В начале 2019 года, уже с новым генеральным директором, мы вступаем в эру инновационных проектов».

Среди поставщиков тоже пока далеко не все компании внедряют интернет вещей по похожим причинам.

Например, Филипп Фомин, менеджер по IT-проектам и администрированию ИС ООО «БЕВ», группа Savencia, сообщил: «Мы пока не видим применения IoT в нашей специфике».

В компании СДС-ФУДС, эксклюзивном партнере Ahmad Tea in Russia, сказали, что у них есть опыт использования технологии IoT в рекламных коммуникациях. Так, Олеся Серая, директор по маркетингу и управлению персоналом компании сообщила: «У нас есть опыт использования интернета вещей, например, такие технологии как RFID-метки. Наш последний кейс – технологии дополненной реальности. Мы связали браслет-билет с дополненной реальностью через приложение Shazam (технология Brainrus)».

Евгений Осьмак, руководитель департамента корпоративных ИТ «Цеппелин Русланд» сообщил, что его компания частично использует интернет вещей и планирует развивать данные технологии для дизель-генераторных установок и силовых систем. У них есть устройства на тяжелой строительной и горной технике, которые сообщают данные о машине (состояние узлов и агрегатов, телеметрия) посредством мобильного интернета. «Эффект от использования IoT заключается в превентивном обслуживании вместо реактивного ремонта», – отметил Евгений Осьмак.

Однако СМИ сообщают, что некоторые ритейлеры также применяет IoT.

Как ритейлеры используют интернет вещей?

Самая очевидная цель применения IoT в ритейле – изучение предпочтений покупателей для увеличения потенциальных продаж. Преимуществом в этой сфере обладают интернет-магазины, которые отслеживают файлы cookie и собирают всевозможную информацию о потребителе.

Но Amazon, крупнейшая в мире компания сферы розничной онлайн-торговли, использует интернет вещей также в цепочках поставок. Роботы упаковывают товар на складах, а программное обеспечение определяет самые эффективные способы доставки огромного числа заказов со всего мира.

При этом, по словам вице-президента Forrester Research Сучариты Кодали, интернет вещей, в силу своей дороговизны, подходит только для мониторинга особо ценных поставок, например, медицинских товаров. Ведь они часто требуют соблюдения нужного температурного режима.

Однако у Amazon есть еще более амбициозные цели по применению IoT. Компания запускает автоматизированные магазины Amazon Go. При входе в них покупатели регистрируются, а затем берут все нужные им товары и уходят. Приложение выставляет счет за выбранные товары в аккаунте Amazon.

Компания не раскрывает подробности, однако, как сообщает вице-президент Gartner Марк Ханг, главную роль в работе этой системы играет технология интеллектуального зрения. Камеры отслеживают местоположение и действия покупателей. Кроме того, он предполагает важность наличия датчиков на полках.

Стартап Zippin применяет похожие автоматизированные средства, в том числе датчики веса на полках. А Wal-Mart подала заявку на патенты биометрических устройств, которые крепятся к тележкам и корзинам для покупателей. Вице-президент IDC (международная исследовательская и консалтинговая компания, которая занимается изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций – прим. ред.) Лесли Хенд сказала, что сотрудники Wal-Mart также хотят знать, где именно внутри магазина находится покупатель.

Такие технологии позволяют персонализировать продажи за счет представлений о том, что покупатель кладет в корзину.

Кроме того ритейлер, который знает, что нужно тому или иному покупателю, может привлечь его в магазин с помощью рекламы. Так работает технология маяков. Она также опирается на данные о местоположении потребителей, полученные через мобильный телефон. И может воздействовать на потенциальных покупателей, которые находятся недалеко от магазинов.

Каковы преимущества IoT в ритейле?

Учитывая вышесказанное, мнения опрошенных CFO Russia экспертов и данные СМИ, выделим основные преимущества IoT.

Широта сфер применения

Одно из основных положительных свойств интернета вещей – в разнообразии областей его применения.

«Польза IoT в его безграничном использовании при наличии компетентных специалистов и генераторов идей. За счет нетипового применения отдельных решений интернета вещей можно сделать недорогие фронтальные решения с WOW-эффектом и хорошим показателем возврата инвестиций», – отметил директор по информационным технологиям крупного ритейлера.

«Основное преимущество интернета вещей, на мой взгляд, в огромном разнообразии потенциальных приложений и сценариев применения», – добавил Илья Садовенко.

Точность и оперативность поступления данных

По словам Евгения Шляпина, IoT позволяет получать точную информацию в режиме, близком к онлайн. Например, данные о предпочтениях клиентов поступают через камеры видеонаблюдения, мобильные устройства или социальные сети.

Персонализированные предложения

Еще одна важная особенность интернета вещей – возможность делать индивидуальные предложения клиентам, а не просто массово рассылать всем одинаковые акции. Технология маяков учитывает любимые товары и средний чек конкретных потребителей, делит их на группы и формирует персонализированную рекламу.

Эффективный мониторинг товаров

Также с помощью IoT можно мониторить запасы на складах и избежать тем самым накопления излишков и перепроизводства, а значит, и убытков. Система анализирует объем товара и в случае необходимости предлагает заказать нужное количество продукции.

RFID-метки и GPS-датчики оперативно предоставляют и анализируют сведения о движении товаров с момента их производства и поставки в магазины до покупки. «Плюсы интернета вещей – удобство, оперативность», – подтвердил Филипп Фомин.

IoT отслеживает также наиболее популярные у покупателей товары и места в магазинах, где покупатели оказываются чаще всего.

Автоматизация касс

С помощью IoT ритейлер также может автоматизировать кассы, что позволит избежать очередей в магазинах. Для этого используют POS-системы (POS – Point of Sale) на основе планшетов, которые позволяют обрабатывать транзакции.

Умное пространство магазинов

Задача IoT также состоит в повышении комфорта для покупателя при посещении магазина. Для этого ритейлеры используют умное оснащение торговых точек, в том числе технологии виртуальной реальности и датчики, которые следят за клиентами и помогают им ориентироваться в магазине. Кроме того, в некоторых торговых сетях, например, Adidas, уже есть умные гардеробные с интерактивные зеркалами. Они помогают виртуально примерить одежду, выбрать ее цвет и определить размер.

«Очевидно, что преимущества IoT – новые возможности и уровень сервиса», – подытожил Евгений Ермолин.

Каковы недостатки IoT в ритейле?

Несмотря на большое количество преимуществ интернета вещей, у таких технологий, по мнению экспертов, также есть ряд недостатков.

Высокая стоимость

Основной барьер для внедрения IoT – его высокая цена. Не каждая компания готова выделять крупные средства на технологии, которые трудно применить в бизнесе.

«Недостаток интернета вещей в сложности и дороговизне технологий», – отметил Евгений Шляпин.

«Минусы IoT – высокая стоимость и невозможность окупить данные инвестиции в перспективе 3-5 лет», – добавил Евгений Ермолин.

Недостаток практических кейсов

Интернет вещей собирает огромное количество данных, которые требуют от специалистов соответствующих аналитических и технических навыков для получения ценной информации.

«Недостатки IoT кроются не в самих технологиях, а в отсутствии компетенций для применения и создания их в конкретном бизнесе и среде, – сказал руководитель крупного ритейлера. – А так же в ограниченном количестве практических кейсов по использованию этих технологий в России. Фактически это ведет к тому, что интернет вещей пилотируют только компании, готовые инвестировать в него без гарантии возврата этих инвестиций. Таких компаний мало, однако благодаря данным рискам именно эти компании выходят в авангард ритейла».

«Основной недостаток IoT – это хайп и мистификация этого тренда, соединенная с тем, что построить рабочую бизнес-модель тяжело. Все понимают, что данные – это новая нефть. Но мало кто из традиционных индустрий умеет делать на данных бизнес», – заключил Евгений Осьмак.

Инфраструктура

У многих ритейлеров нет инфраструктуры, которая отвечает требованиям IoT.

Так, Илья Садовенко выделил две ключевые проблемы при внедрении интернета вещей: недостаточная стандартизация и проблема энергонезависимости. «Размеры, вес и емкость источников питания могут ограничивать применимость IoT. Энергонезависимость не всегда играет решающую роль, но для каких-то приложениях она точно будет основным ограничением», – сказал Илья.

Риски безопасности

Возможность собирать данные о клиентах не только предоставляет ритейлерам новые возможности, но и вызывает опасения по поводу кибер-рисков и юридических сложностей. Необходима уверенность в надежности и безопасности систем интернета вещей, что требует тесного взаимодействия с разработчиками.

«Недостаток IoT – риски в плане безопасности», – подтвердил Филипп Фомин.

«Проблема безопасности IoT еще не полностью решена. Но, на мой взгляд, этот барьер преодолим», – сказал Илья Садовенко.

Каковы перспективы развития IoT в России?

В 2019 году глобальных изменений в сфере интернета вещей в России не предвидится. Хотя у ритейла есть большой потенциал по устранению разрыва между онлайн- и офлайн-покупками, автоматизации и привлечению клиентов, необходимые технологии пока не получили широкого распространения.

Однако что ждет нас в будущем? Рассмотрим мнения экспертов по этому поводу.

По словам Филиппа Фомина, будущее IoT зависит от его дальнейшей применимости и стоимости.

Директор по информационным технологиям одной из ведущих компаний сферы одежного ритейла считает, что интернет вещей в России будет развиваться релевантно экономической ситуации. В случае спада экономики возможности использования и новаторства IoT останутся только у ТОП-ритейлеров. Ведь даже пилотирование стартап-наработок в области интернета вещей требует инвестиций.

Сейчас компании среднего эшелона могут позволить себе единичные пилотные проекты. И у них есть возможность предоставлять площадку для стартапов. Дальнейшее будущее зависит от общей экономики РФ.

Евгений Шляпин же в ближайшие пару лет не видит перспектив для развития IoT для fashion-ритейла, так как при высоких затратах от него нет явной отдачи.

«Как только появятся решения, которые будут давать существенные конкурентные преимущества или оптимизацию бизнес-процессов ритейлеров в соотношении с инвестициями в технологии, тогда можно будет ожидать этап интенсивного развития IoT», – добавил Евгений Ермолин.

«Как и во всем мире, в России интернет вещей будет развиваться, в первую очередь, как умный дом в самом широком смысле и в носимых устройствах. А скорость этого развития сильно зависит от потребительской активности. Без IoT можно легко прожить, а без массового потребительского спроса не будет и развития технологии. По мере накопления идей и стандартизации решений будет все больше экономически привлекательных приложений. Соответственно, ареал интернета вещей будет расти», – полагает Илья Садовенко.

Евгений Осьмак не ожидает развития этого тренда опережающими темпами. «В нашей индустрии нет понимания, готовы ли заказчики B2B платить за сервисы, построенные на их же данных», – сказал Евгений Осьмак.

Сейчас обмен информацией и идеями происходит быстро и повсеместно благодаря высокому уровню распространения интернета. Разумеется, Москва отличается от остальной России: здесь все новое появляется раньше. Что касается мощных прорывов, скорее всего, будет продолжаться активное накопление технологических изобретений в разных направлениях. Примерно через десять лет они «обрушатся» на человечество и полностью изменят текущий уклад жизни подавляющего большинства, считает Олеся Серая.

Узнать больше о новых технологиях, которые позволят усовершенствовать работу ритейлеров вы сможете на Четвертой встрече дискуссионного клуба «Информационные технологии в ритейле: диалог на высшем уровне», которая состоится 15 февраля 2019 года в Москве.

Юлия Сильченко


Комментарии