Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Потребительское настроение в России ухудшилось

20.12.2018

Индекс потребительского доверия россиян в третьем квартале 2018 года опустился на три пункта — до 67 — относительно второго квартала 2018 года.

Об этом говорится в глобальном исследовании потребительского доверия The Conference Board, подготовленном в сотрудничестве с Nielsen.

Из трех показателей, на основе которых складывает индекс — оценка потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги, — два ухудшились. Процент россиян, позитивно оценивающих перспективу на рынке труда в ближайшие 6 месяцев, снизился до 19% (−3 процентных пункта (п.п.) ко второму кварталу 2018). 19% респондентов сказали, что сейчас не лучшее время тратить деньги (−1 п.п. ко второму кварталу 2018). Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, осталось на уровне второго квартала 2018 — 31%.

Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 81% в третьем квартале 2018. В третьем квартале 2018, по сравнению со вторым кварталом, потребители стали тратить меньше свободных средств на развлечения вне дома (29%, −2 п.п.), отпуск (27%, −2 п.п.) и сбережения (31%, −1 п.п.). Вместе с этим, увеличилось число россиян, которые расходуют их на покупку новой одежды (43%, +3 п.п.), выплату долгов (31%, +4 п.п.) и обустройство дома (23%, +2 п.п.).

«Индекс потребительского доверия в России приблизился к исторически низким отметкам — более низкие значения мы отмечали только в 2016 году. В предыдущем квартале более высокие значения индекса вероятнее всего были обусловлены внешним позитивным информационным фоном, связанным с Чемпионатом мира по футболу 2018 и жарким летом. В третьем квартале он изменился. Изменение налогового законодательства и связанные с ним инфляционные ожидания, снижение реальных доходов, волатильность рубля в августе и сентябре — все эти факторы обусловили отрицательную динамику индекса в последнем периоде. Люди очень четко считывают эти сигналы и, как следствие, на первый план выходит обеспокоенность перспективами экономики и рост тарифов на электроэнергию и газ», — комментирует Константин Локтев, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.

Доля россиян, которые экономят, в третьем квартале увеличилась на 1 п.п. — до 66%. Опрошенные признались: чтобы сэкономить, они сокращают расходы на развлечения вне дома (56%, +6 п.п.), отпуск (37% +7 п.п.), переходят на более доступные бренды (31%, +6 п.п.) и пытаются сэкономить на электроэнергии и газе (30%, +5 п.п.).

Сильнее всего в третьем квартале россиян беспокоят увеличение тарифов на электроэнергию и газ (24%, +4 п.п. по сравнению со вторым кварталом 2018), состояние экономики (23%, +6 п.п.), и увеличение цен на еду (23%, −3 п.п.). О здоровье стало переживать меньше респондентов — 23% против 27% во втором квартале.

Глобальный индекс потребительского доверия в третьем квартале 2018 года оказался на уровне 106 пунктов. Значение индекса по Европе осталось на уровне 87 пунктов.

1.png

Узнать больше о ключевых тенденциях в сфере розничной торговли вы сможете на Деловом завтраке «Налогообложение потерь и недостач в ритейле», который пройдет 30 января 2019 года в Москве.

Источник: RETAIL-LOYALTY.RU


Комментарии