Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Потребление молочной продукции останется на уровне прошлого года

21.11.2018

По итогам этого года среднее потребление молочной продукции в России остается практически на уровне 2017 года. По данным Росстата, в прошлом году среднедушевое потребление было на уровне 231 кг — на 5 кг меньше, чем в 2016 году. При этом на данный момент союз оценивает потребление еще ниже — в 185 кг на человека в год, тогда как рекомендованный Минздравом объем — 325 кг. «В этом году потребление точно не будет падать. Возможно, произойдет небольшой рост», — рассказал «Агроинвестору» исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов.

По его словам, потенциал увеличения спроса на молочную продукцию достаточно большой. «Для сравнения, в советское время потребление превышало 300 кг на душу населения в год, а норма, рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения, составляет 330 кг на человека», — приводит данные эксперт. Один из главных факторов, влияющих на спрос, — доходы населения: когда они растут, увеличивается и потребление молочной продукции.

При снижении доходов потребители чаще выбирают более дешевые товары, в том числе с заменителями молочного жира. В последние годы этот сегмент значительно вырос. «Если в 2014-м в категории «Сыр/сырные продукты» доля последних составляла около 13-15%, то к 2018-му она увеличилась до 27-28%», — оценивает Белов, отмечая, что такая тенденция была связана именно с падением доходов населения. «При этом если в прошлом году все еще росло потребление продукции с заменителями молочного жира, то в этом оно уже не увеличивается, тогда как в сегменте сыров произошел хоть и небольшой, но все же прирост покупательского спроса», — рассказывает он. Это объясняется тем, что в первом-втором кварталах доходы населения повышались. По данным Росстата, в первом полугодии реальные располагаемые доходы выросли на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот по итогам января-сентября они прибавили лишь 1,7%, причем в августе и сентябре статведомство зафиксировало снижение показателя.

Также сокращение спроса на молочную продукцию связано с негативным информационным фоном об объемах некачественной продукции и фальсификата. «Союзмолоко» оценивает долю последнего в 8%, что на 3% меньше, чем было в 2014-м. «С фальсификатом бороться очень тяжело, так как проверяющие органы не могут проводить внеплановые проверки, и недобросовестные участники рынка успевают подготовиться», — говорит председатель совета директоров холдинга «Русское поле» Вячеслав Романов. «При этом компании, выпускающие фальсифицированную продукцию, участвуют в тендерах на поставки молока в госучреждения, в том числе школы и детские сады, предлагают низкую цену и в итоге получают крупные заказы. Тогда как предприятия, которые производят действительно качественную молочную продукцию, остаются за бортом», —рассказывает он. Романов уверен, что чем меньше фальсификата будет на рынке, тем выше — спрос на натуральное молоко, поэтому борьбу с недобросовестными компаниями нужно вести более активно. «Например, в Нижегородской области одно из предприятий-фальсификаторов обязали приостановить производство на 60 дней», — сообщил он, однако считает, что принимаемых мер все же недостаточно.

Поскольку продукция с заменителями молочного жира дешевле, чем произведенная из натурального молока, добросовестным игрокам сложно конкурировать с ней по цене, когда она выдается за молочную. По мнению Романова, падение цен на молоко в этом году произошло именно из-за наличия на рынке больших объемов фальсификата. Низкие закупочные цены не мотивируют увеличивать производство, а значит, не растет и объем предложения молочной продукции.

О том, что цены на молоко в России не способствуют притоку инвестиций в отрасль, ранее говорил и президент компании «ЭкоНива» (крупнейший в стране производитель молока) Штефан Дюрр. «Мы развиваемся из-за большой господдержки. Если завтра господдержки не станет, то рост молочной отрасли очень быстро прекратится», — признавал он. При этом главной причиной низких цен Дюрр тоже считает использование некоторыми игроками заменителей молочного жира. «Мы не можем конкурировать с пальмовым маслом и заменителем молочного жира. Если бы здесь наводился больший порядок, то восстановилась бы цена, и отрасль стала бы более привлекательной», — уверен он.

Узнать больше об оценке и автоматизации управления рисками вы сможете на Конференции «Управление рисками в промышленности», которая пройдет 7 декабря 2018 года в Москве.

Источник: AGROINVESTOR.RU


Комментарии