• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Дизайн-мышление для HR’ов и рекрутеров: основы, примеры и успешные кейсы компаний

22.08.2018

В условиях борьбы за таланты внедрение дизайн-мышления в HR-процессы становится популярным среди компаний. В этом материале рассматриваются особенности дизайн-мышления. Также вы узнаете, как можно использовать эту методологию для оптимизации рекрутмента, и как компании, применяя дизайн-мышление, создают сильную культуру, основанную на уникальном опыте сотрудников.

Что такое дизайн-мышление?

Дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированный на интересы пользователя. Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса» дает в результате устойчивый продукт.

Применять инструменты метода можно для всех сфер без ограничений — для решения задач бизнеса, в образовательных проектах, даже при воспитании детей и планировании поездок. Хотя первое время этот подход в основном использовался в индустрии продуктового дизайна.

Вот яркий пример применения дизайн-мышления на практике. Корейский бренд заправок S-Oil хотел выбиться в лидеры отрасли, но у них было мало времени, небольшой бюджет и огромная конкуренция на рынке. Стать лидером им помогла яркая кампания, которая была разработана на принципах дизайн-мышления. В компании провели исследование будничных проблем автомобилистов и сделали открытие: в поисках свободного места на парковке те тратят уйму времени и «накручивают» по асфальту до 15 лишних километров в месяц. Это была проблема, не связанная напрямую с продажей бензина. В S-Oil придумали дешевое решение: с помощью желтых шариков-указателей, привязанных к парковочным местам, автомобилисты смогли ориентироваться, где есть свободное место на парковке. В результате S-Oil позаботилась о пользователях, повысила продажи, а главное — заработала имидж компании, экономящей нефть и неравнодушной к экологии. Сейчас S-Oil Corporation — вторая по величине нефтегазовая компания Южной Кореи.

Дизайн-мышление в HR

Один из последних трендов — применение дизайн-мышления в HR-индустрии.

Базовым принципом методологии design thinking является эмпатия — способность выслушать другого человека и понять его чувства, желания, потребности и настроение.

В случае с рекрутментом это означает, что необходимо поставить себя на место кандидата. До сих пор очень много рекрутеров не имеют представления, как вообще выглядит candidate journey (стадии поиска работы, через которые проходят соискатели — прим. ред.). А это самый первый и обязательный шаг к пониманию рекрутинговой стратегии и повышению эффективности привлечения соискателей. Компания-работодатель сможет осознанно влиять на выбор потенциальных сотрудников в их пользу только при условии понимания, каким образом кандидат ищет работу, сравнивает компании, оценивает позиции, выбирает работодателей и откликается на вакансии.

Как в этом помогает дизайн-мышление? Существуют 5 основных принципов этого подхода. Посмотрим на то, как они применимы в рекрутменте.

·         Эмпатия

Как уже было сказано, чтобы привлекать более квалифицированных кандидатов и получать более качественные отклики, необходимо поставить опыт кандидата во главу угла.

Рынок труда сегодня полностью зависит от кандидатов: их потребностей, желаний и ожиданий. Поэтому, только понимая, что хочет кандидат, вы можете победить в войне за таланты.

HR-менеджер, владеющий технологией дизайн-мышления, ставит себя на место сотрудника и пытается не просто понять его текущие проблемы, но предугадать возникновение новых и создать более комфортное будущее.

·         Фокусировка

Когда вы переходите от эмпатии к фокусировке, вам нужно обработать все услышанное и увиденное, чтобы понять общую картину и выделить самое важное.

Очень важно сотрудничать и с работниками, и с кандидатами. Есть бесконечное количество способов, которыми ваши сотрудники могут помочь вывести рекрутинговую стратегию на новый уровень.

Во-первых, сотрудники — это самые настоящие «амбассадоры» бренда работодателя. Именно их мнению кандидаты доверяют в первую очередь. Если вы добавили на карьерный сайт цитаты СЕО о том, как распрекрасно работать в вашей компании, скорее всего, этим словам никто не придаст значения. Однако видео с рассказами о реальном карьерном росте внутри компании от лица сотрудников будет иметь обратный эффект.

Во-вторых, ваши сотрудники помогут вам сформулировать, каким должен быть идеальный кандидат на позицию в вашей компании, а также помогут определить ваши внутренние корпоративные ценности. Только с помощью коллег вы сможете выделить характеристики кандидата, который идеально впишется в существующую инфраструктуру, а также узнаете, что привлекает и удерживает их самих на работе.

Ну и, конечно, вы должны вовлекать сотрудников в сам рекрутинговый процесс. И тут на помощь приходит реферальная программа. Неоднократно было доказано, что рекомендации — самый эффективный ресурс новых сотрудников.

1.png

Измеряете ли вы удовлетворенность кандидатов? Большинство компаний игнорируют этот показатель, но скоро он станет одной из самых важных метрик, потому что именно через анализ обратной связи от кандидатов должна оцениваться успешность кампании. Вовлекайте своих недавних кандидатов с помощью простых вопросов о том, насколько они удовлетворены процессами отбора и найма. Измерения — это первый шаг на пути к улучшениям.

Ну и, конечно, не забывайте сотрудничать с другими отделами. Так, к примеру, разработать и внедрить рекрутмент-маркетинг и брендинг работодателя, ориентированные на целевую аудиторию, будет гораздо сложнее без привлечения специалистов из маркетингового отдела вашей компании.

В режиме фокусировки вы должны четко определить стоящую перед вами задачу и сделать выводы, исходя из собранной бесценной информации о жизни людей. Цель фокусировки – создать значимую и реализуемую концепцию проблемы.

2.png

·         Генерация идей

Творческий подход к работе — необходимое условие. В HR-индустрии за последние несколько лет появилось много нового: Recruitment Marketing, Inbound Recruiting, Social Media Recruiting, Candidate Relationship Management, Data-driven Recruiting и многое другое. Все эти новые подходы появляются не просто так, стратегии привлечения талантов сейчас значительно поменялись относительно того, что было 5 лет назад. Все эти изменения происходят благодаря внедрению новых технологий, смены ценностей кандидатов. Кроме этого, работодатели знают, что дефицит талантов будет только увеличиваться.

Поэтому креативность в процессах выстраивания лучшего пользовательского опыта кандидатов, стратегии HR-брендинга, привлечения талантов и внедрения последних HR-технологий — это уже не прихоть, а необходимость.

Как активировать этот «креативный подход» к решению проблем? Учитесь формулировать и задавать вопросы, чтобы найти лучшее решение. Это мощный инструмент, с помощью которого можно определить несколько вариантов решения проблемы, выявить скрытые потребности пользователей и предложить комфортное решение.

Кроме этого, ваш основной инструмент — брейншторминг. В режиме, когда вы придумываете идеи, очень важно исключить критику, создать позитивную атмосферу. Также на данном этапе важна командная работа: пять человек в течение часа создадут больше идей, чем один человек в течение пяти часов. А для визуализации идей мозгового штурма удобно использовать mindmap. Не забывайте, что все конструктивные идеи важно оценивать с точки зрения рядового сотрудника.

·         Прототипирование

Это еще один отличный принцип дизайн-мышления, который стоит применять на практике всем рекрутерам, желающим оптимизировать свою стратегию привлечения талантов. Если вы зациклились на одном и том же сценарии, который используете из года в год, скорее всего, он уже нерабочий.

Эксперименты с контентом для привлечения кандидатов — показательный пример, иллюстрирующий работу этого принципа дизайн-мышления. Создать карьерный сайт и просто оставить его существовать, ожидая, что оттуда будут приходить качественные отклики, — нерабочая история.

Пробуйте использовать различные формы контента на сайте: видео, цитаты сотрудников, истории карьерного роста, блог от лица сотрудников о проектах, над которыми они работают. Пробуйте длинные и укороченные формы отклика, тестируйте социальный рекрутмент через различные каналы.

Старайтесь сокращать период отбора, чтобы увеличивать процент приема офферов и улучшать опыт кандидата.

Экспериментируйте с различными подходами к интервью, тестируйте разные вопросы, чтобы убедиться, что вы оцениваете опыт, знания и личные характеристики кандидатов лучшим из возможных способов.

Тестируйте различные программные решения для HR’ов, чтобы понять, какие подходят лучше всего для ваших целей и задач.

·         Тестирование

Брейншторминг, разработка различных решений и прототипирование не имеют смысла без тестирования ваших гипотез. Цель дизайн-мышления — выявить среди множества предложенных решений самое подходящее для ваших задач. А это невозможно без проведения тестов. К счастью, все современные программы, которые позволяют автоматизировать рекрутинговые процессы, имеют подробную встроенную аналитику. Не забывайте к ней обращаться. Так, тестируя различные реферальные программы, сравнивайте время, стоимость и качество каждого кандидата, а также коэффициент удержания.

Вот примеры того, как дизайн-мышление может использоваться для привлечения более квалифицированных кандидатов.

3.png

Успешные кейсы компаний

Telstra — лидер телекоммуникационных услуг в Австралии. Как и все подобные компании, Telstra нанимает тысячи сотрудников каждый год. При этом в компании наблюдается огромная текучка, две трети сотрудников увольняются в течение первых трех месяцев работы, потому что новые сотрудники должны изучить огромное количество систем, продуктов и тарифных планов. Для решения этой стратегической задачи Telstra с помощью дизайн-мышления разработала новую 90-дневную адаптационную программу для всех сотрудников.

Вместо того чтобы попытаться набить образовательную программу всей необходимой информацией, компания создала приложение, больше похожее на игру, чем на обучающую систему. Оно задумано так, чтобы дать людям необходимые азы даже до того, как они придут на работу, а затем добавляются социальные связи, коучинг-сессии и помогающие в работе видео.

Результат: производительность выросла, сотрудники стали более лояльными и вовлеченными, а новички быстрее интегрируются в организацию. Ставшие огромными поклонниками дизайн-мышления, Telstra применили этот процесс для улучшения лидерства, НR-опыта, изменения программ управления и ещё 22 программ для развития сотрудников.

Банковская группа Австралии и Новой Зеландии разработала простое в управлении мобильное приложение, которое позволяет сотрудникам управлять своим временем и посещаемостью, а также бонусами и графиком отпусков. Приложение упростило сотрудничество с коллегами в разы.

DuPont полностью переработала HR-портал вокруг опыта конечного пользователя. Это значительно сократило время, которое сотрудники тратили на традиционные HR-процессы.

Кроме рекрутинга, обучения и других HR-процессов, дизайн-мышление было использовано для управления эффективностью и коучингом в таких компаниях, как Adobe, Autodesk и New York Life.

Дизайн-мышление — нестандартный подход к решению проблем. В основе метода лежит способность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В практике HR идеи дизайн-мышления будут полезны в качестве нового инструмента, который позволит лучше понять потребности сотрудников и кандидатов, что поможет улучшить их опыт взаимодействия с компанией. Организации, растущие на 10% в год, в 2 раза чаще сообщают о том, что они готовы внедрять дизайн-мышление, по сравнению с компаниями, в которых уровень роста намного медленнее.

Источник: Potok


Комментарии

Защита от автоматических сообщений