Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Операторов выручила розница

14.08.2018

Большинство российских сотовых ритейлеров нарастили выручку по итогам 2017 года, следует из отчетностей по РСБУ в «СПАРК-Интерфакс». Так, АО «Связной Логистика» (сеть «Связной») увеличило выручку на 25%, до 92 млрд руб., чистая прибыль при этом выросла с 847 млн до 2,2 млрд руб., а чистый убыток от продаж составил 67 млн руб. АО «Русская телефонная компания» (управляет салонами МТС) увеличило выручку на 5%, до 73,5 млрд руб., чистая прибыль выросла с 151 млн до 1,6 млрд руб. У ООО «Евросеть-Ритейл» («Евросеть») выручка выросла на 7%, до 63,3 млрд руб., а чистый убыток сократился с 4,2 млрд до 890 млн руб. Сократилась выручка только у АО «МегаФон Ритейл» (управляет салонами «МегаФона») – на 12%, до 34 млрд руб., чистый убыток компании продолжил увеличиваться – с 1,3 млрд до 1,4 млрд руб.

Динамика «МегаФон Ритейла» по итогам 2017 года – результат стратегии и инициатив компании, направленных на оздоровление рынка ритейла, а также повышение операционной эффективности, пояснили в пресс-службе компании. «В течение первого полугодия мы сокращали сеть, закрыв неэффективные салоны. С другой стороны, мы сконцентрировались не на количестве, а на качестве подключаемых абонентов и увеличении продолжительности их жизни в компании», – отметил представитель компании. К концу второго квартала 2017 года ритейлер сократил количество салонов на 8%. «С точки зрения выручки “МегаФон Ритейла” это дало отрицательную динамику, однако положительный эффект сказался на мобильной выручке группы компаний “МегаФон” за 2017 год», – уточнили в пресс-службе. Консолидированная выручка «МегаФона» от телеком-сегмента за 2017 год выросла на 1,8% к аналогичному периоду 2016 года, до 321,81 млрд руб., тогда как рост выручки от услуг мобильной связи составил 0,3%. «В 2018 году мы наблюдаем положительную динамику по чистой прибыли “МегаФон Ритейла”»,– добавил представитель оператора.

У «Связного» в показатель прибыли от продаж не входят премии от вендоров за закупку и реализацию товара, которые учитываются в прочих доходах, отметил вице-президент по финансам «Связного» Дмитрий Мильштейн. По его словам, именно по этой причине за 2017 год прибыль от продаж ушла в минус.

В сети МТС на рост чистой прибыли по итогам 2017 года повлияло повышение эффективности бизнеса в целом, рост продаж смартфонов и аксессуаров, применение Big Data для поиска локаций и выбора оптимального формата новых салонов, заявил представитель ритейлера. В 2017 году МТС оптимизировала численность салонов до 5,7 тыс. «Это комфортное количество для сохранения доли в продажах контрактов, реализации стратегии по насыщению сети смартфонами и обслуживания абонентов», – сообщили в МТС.

Вероятно, розница МТС улучшила маржинальность на фоне продажи более дорогих гаджетов, в том числе за счет кредитов, считает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Показатели же «МегаФона», по его мнению, объясняются особенностями бизнес-модели. «Возможно, продажа в ритейле гаджетов по более низким ценам и низкая маржинальность продаж контрактов дотируют основной телеком-бизнес», – полагает он. В «Евросети» это было неким аналогом дивидендной доходности, напоминает аналитик.

«Я вижу рынок так: это четыре оператора, один крупный федеральный игрок и какие-то совсем маленькие игроки в каждом регионе», – Александр Малис, глава объединенной компании «Евросети» и «Связного», в интервью «Ъ» в июне 2018 года.

Падение показателей «Связного» в прибыли от продаж может объясняться подготовкой к объединению с «Евросетью», не исключает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Накануне M&A компании приостановили поставки и избавлялись от товарных остатков», – отметил он. В апреле 2018 года «МегаФон» и SLV Олега Малиса, контролирующие соответственно «Евросеть» и «Связной», договорились об объединении ритейлеров. В феврале 2018 года 100% «Евросети» перешли «МегаФону», а половина салонов ритейлера – «Вымпелкому».

В целом конкуренция на рынке переходит в новую плоскость, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «На рынке осталась операторская розница и один условно независимый игрок – “Связной”»,– констатирует эксперт. Рост его выручки в 2017 году был в основном связан с более агрессивной ценовой политикой, полагает господин Бурмистров. В 2018 году, по его прогнозу, продолжатся оптимизация и сокращение убыточных салонов, в первую очередь это коснется объединенной розницы «Связного» и «Евросети», «которым придется ликвидировать территориальное дублирование».

Больше о том, что влияет на продажи ритейлеров, вы сможете узнать на Конференции «Управление рисками в ритейле», которая состоится 4 октября 2018 года в Москве.

Источник: Коммерсантъ


Комментарии