Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Как изменился рынок лекарств и медицинских товаров за I полугодие 2017 года

06.08.2018

Агентство Data Insight представило исследование «Онлайн-рынок медицинских товаров». Исследователи рассказали, как изменился рынок за I полугодие 2017 года. Кроме фармацевтики категория включает медицинскую технику, оптику (очки и линзы), товары для здоровья (БАДы).

Общие цифры рынка

В период с июля 2016 по июнь 2017 года в интернет-магазинах медицинских товаров, входящих в топ-1000, было оформлено 9,8 миллионов заказов на сумму 23,7 миллиардов рублей.

1.png

Рост числа онлайн-заказов относительно I полугодия 2016 года составил 35%. За тот же период времени сумма e-Commerce-продаж увеличилась на 33%. То есть средний чек товарной корзины в этом сегменте немного упал и составил 2,4 тысячи рублей.

2.png

Интересно, что 7% от всех онлайн-заказов 1000 крупнейших магазинов в первом полугодии 2017 года были сделаны в интернет-магазинах медицинских товаров. Но из-за низкого среднего чека лишь 3% составила их доля по объему выручки. Впрочем, по словам экспертов, сейчас наблюдается тренд на увеличение в ассортименте количества нефармацевтических товаров, что способствует росту среднего чека.

3.png

В секторе медицинских товаров конверсия составила 8%. Это очень много. Ближайшие показатели у универсальных магазинов и магазинов одежды и обуви – 10,2% и 7,5% соответственно.

«Высокая конверсия, – отмечает сооснователь Data Insight Фёдор Вирин, – связана с тем, что люди, делающие заказ, четко понимают, что им надо». И покупают они с высокой вероятностью, так как это не случайное желание что-нибудь купить, а реальная потребность.

Тренды

Основным сдерживающим фактором развития рынка остаётся Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ, который ограничивает дистанционную торговлю лекарственными средствами.

Именно по этой причине исследователи вынуждены были сформулировать «Интернет-продажи» как продажи через сайт, на котором можно оформить заказ, заполнив форму или собрав товары в корзину. Дело в том, что наши онлайн-аптеки зачастую предполагают, что потом такой заказ будет выкупаться в самой офлайновой аптеке. Тут речь идёт не о полноценной онлайн-покупке.

В 2018 году Госдума по плану рассмотрит законопроект, согласно которому торговать в розницу через интернет смогут аптечные организации, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность. Также будет введен запрет на дистанционную торговлю рецептурными препаратами, наркотическими и психотропными средствами.

Фёдор Вирин считает, что возможное снятие этого ограничения в 2018 году станет существенным фактором роста в отрасли. «Как следствие, мы ждём увеличение доли онлайн-продаж в категории и рост интереса аптечных сетей к интернет-торговле», – добавляет он.

Интернет-магазины и аптеки

54 интернет-магазина медицинских товаров входят в топ-1000 российских онлайн-ритейлеров. Из них 45% – онлайн-аптеки. По количеству заказов онлайн-аптеки занимают 85% сектора медицинских товаров, а по выручке – 60%.

30% от объема выручки приходится на интернет-магазины медицинской техники. Это связано с тем, что в этой отрасли очень высокий средний чек.

4.png

Важнейшим игроком на рынке медицинских товаров сейчас является Apteka.ru. Доля этого магазина в заказах среди всех интернет-магазинов медицинских товаров из топ-1000 составляет 48%.

Apteka.ru активно продаёт и через мобильное приложение. Это самое популярное мобильное приложение из всех подобных в России.

5.png

На втором месте с большим отрывом идёт Zhivika.ru (9% от всего рынка) и Aptekaforte.ru (5% от всего рынка).

Крупнейшей аптечной офлайн-сетью, представленной в онлайне, является «Ригла». Помимо rigla.ru, сети принадлежат крупные сайты: zhivika.ru, budzdorov.ru, aptekazhivika.ru.

6.png

Интересно, что в последнее время существенно снизилась доля людей, приходящих в аптеки с «Яндекс.Маркета». 60% переходов на онлайн-магазины медицинских товаров приходится на органический поиск.

7.png

Статистика Data Insight по количеству заказов и объему продаж построена на основе данных по 1000 крупнейших российских интернет-магазинов в первом полугодии 2017 года по количеству заказов.

Для подсчета количества заказов используются результаты регулярного мониторинга числа онлайн-заказов, а также данные, предоставленные магазинами или находящиеся в открытом доступе. При определении используемых интернет-магазинами сторонних сервисов применялся метод автоматического парсинга, после которого проводился дополнительный ручной разбор в спорных случаях.

Узнать больше о новостях ритейла вы сможете на Конференции «Управление рисками в ритейле», которая пройдет 4 октября 2018 года.

Источник: E-Pepper


Комментарии