Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Оцифровка бизнеса становится приоритетом генеральных директоров

01.06.2018

Недавно аналитическая компания Gartner провела опрос гендиректоров компаний с годовым доходом свыше $50 млн. По его результатам, высшие руководители определяют рост бизнеса своей главной задачей на 2018 и 2019 годы. Помочь её решить должно внедрение цифровых технологий.

Какие выгоды приносит компаниям цифровизация? Опираясь на результаты исследования, мы опросили гендиректоров российских компаний, чтобы узнать об их подходах к оцифровке бизнеса.

«В условиях современных реалий внедрение цифровых технологий стоит на повестке дня любой крупной компании».

Олег Коржов, генеральный директор ПАО «Мечел», рассказал, что «по итогам реализации цифровых проектов группа ожидает получить значительную экономию ресурсов своих предприятий».

«В условиях современных реалий внедрение цифровых технологий, автоматизация бизнес-процессов, способность быстро адаптировать бизнес к новым вызовам “диджитализации” – все эти процессы стоят на повестке дня любой крупной компании, и «Мечел» не является исключением, – объяснил Олег Коржов.

Сейчас у нас в процессе реализации сразу несколько крупных проектов по цифровизации бизнеса. Это, прежде всего, проект по внедрению электронного документооборота на платформе 1С: ДО. Он рассчитан на три года и будет внедрен на всех предприятиях группы.

Еще один проект – это учет на крупных промышленных объектах с использованием платформы 1С: ERP. Мы планируем внедрить его на шести предприятиях добывающего и металлургического дивизионов.

Третий проект по внедрению системы 1С: ЗУП уже работает на 43 предприятиях “Мечела”. До 2019 года он будет внедрен еще на 31 объекте.

Для обеспечения ритмичной работы над этими проектами мы создали внутри группы отдельную бизнес-единицу по данному направлению. В ее основе заложен “аджайл”- подход к ведению бизнеса», – добавил Олег Коржов.

«Цифровая трансформация бизнеса – один из драйверов роста для большинства экономических сфер деятельности».

«Гендиректора по-прежнему чаще всего определяют рост бизнеса своей главной задачей, но за год доля упоминаний о нем сократилась с 58% до 40%», – сообщают аналитики Gartner. Второе место теперь занимает возросший процент упоминаний о корпоративных действиях: новой стратегии, партнерских соглашениях, слияниях и поглощениях. Третье место среди приоритетов развития компаний занимает ИТ, и гендиректора в своих ответах часто рассказывают о цифровой трансформации.

«Цифровая трансформация бизнеса – один из драйверов роста для большинства экономических сфер деятельности, – уверен Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. – Мы уже осуществляем эту трансформацию. Она затрагивает развитие внутреннего документооборота, реализацию корпоративного портала, CRM-систему и производственную деятельность. Наша компания активно внедряет цифровые технологии уже много лет. Их объем может быть безграничен: мы используем компьютерное, программное обеспечение. Каких-то специальных технологий вроде нейросетей и тому подобного мы не используем, нам это не требуется».

«Главное – не технологии, а люди, которые занимаются их внедрением».

Четвертое место занимает доля упоминаний о кадровых вопросах. Именно нехватку специалистов гендиректора считают основной помехой для роста бизнеса.

«Сами технологии – это неглавное. Главное – люди, которые занимаются их внедрением, – поделился своим мнением Михаил Кузнецов, генеральный директор СГК. – Ведь часто бывает так, что за красивой картинкой, “нарисованной” для директора или совета директоров, ничего не стоит. Так что если мы говорим об автоматизации процесса сбора и обработки информации, к примеру, то работу эту надо качественно и добросовестно “поженить” на существующих в компании бизнес-процессах, иначе получится профанация.

Подавляющее большинство фирм-консультантов умеют качественно выполнять свою работу, но они сейчас несколько разучились это делать. Все потому что за последние годы индустрия превратилась в сплошную презентацию, – подчеркнул Михаил. – Мы приходим к тому, что консультантов и сторонних подрядчиков можно брать только в ограниченном количестве. Многое приходится решать своими силами. Но это не панацея, потому что среди “своих сил” тоже попадаются те, кто привык заниматься начетничеством, а не работать.

Каждый, употребляя термин “цифровизация”, подразумевает что-то свое, – продолжил гендиректор СГК. – Для нашей компании внедрение информационных технологий – это, прежде всего, автоматизация процесса сбора информации и аналитика этой информации для принятия управленческих решений.

Я считаю, что все необходимые информационные технологии с точки зрения “железа” существовали еще десять-пятнадцать лет назад, их вполне хватит, чтобы процессы управления на современном предприятии существенно автоматизировать. Технологии, которые у нас есть сегодня, давно избыточны для решения задач, стоящих перед большинством компанией.

Так что проблема не в технологиях, а в кадрах. Надо понимать, что процессы автоматизации проходят на стыке нескольких служб. Это, как правило, технические службы и информационщики. Одни знают производство, а другие разбираются в ИТ, и договориться им очень непросто».

Один из основных аспектов цифровизации – трансформация культуры. Для ИТ-директоров эта задача, согласно предыдущим опросам Gartner, находится на одном из первых мест. Однако только 37% руководителей полагают, что в ближайшие два года потребуются значительные изменения в этой области. А в компаниях, где уже происходит цифровая трансформация, доля ответивших так гендиректоров составила 42%.

«Задача любого руководителя – оптимизация рабочих процессов и сокращение трудозатрат при одновременном повышении контроля во всех областях».

62% опрошенных Gartner руководителей считают, что в их компаниях существует проект увеличения цифровой ориентированности бизнеса. 54% из них целью таких проектов называют трансформацию бизнеса, а 46% — его оптимизацию.

В том, что бизнес «не выживет» без оптимизации, уверена генеральный директор «Учетных систем» Марина Филичева.

«Задача любого руководителя – оптимизация рабочих процессов, сокращение трудозатрат при одновременном повышении контроля во всех областях – и финансы, и договорные отношения, и отношения с клиентами и т.д., управляемости компании, повышении роли планирования.

Оптимизация нужна для сокращения расходов, улучшения клиентского сервиса, качества товаров, работ и услуг. Сейчас достаточно сервисов и инструментов, позволяющих устранить “ручные” функции. Многое из того, что еще недавно делали люди, целые отделы, заменили технологии.

Поэтому грех это не использовать. Не используешь сейчас – не выживешь завтра, поскольку твои затраты будут существенно выше рынка.

Я планирую использовать цифровую трансформацию в своей компании. Она затронет клиентский сервис, документооборот, рекламу, мониторинг рабочего времени и процессов».

«Цифровая трансформация оптимизирует бизнес-процессы и делает бизнес более конкурентным».

По наблюдениям аналитиков Gartner, популярность термина «цифровой» возрастает среди гендиректоров компаний.

Яков Литвинов, генеральный директор «Крайс Девелопмент», рассказал об «оцифровке бизнеса»: «Мы уже давно озадачились “оцифровкой” бизнеса. Специфика нашей деятельности такова, что мы вынуждены постоянно масштабировать свою деятельность. Digital-трансформация позволяет нам делать это гибко и своевременно, каждый раз учитывая уникальные особенности управляемых нами проектов. В целом цифровая трансформация оптимизирует бизнес-процессы и делает наш бизнес более конкурентным. Мы начали “оцифровку” с этапов бизнес-планирования и постепенно доходим до “реальной земли”».

«Этот и следующий год для компаний – последняя попытка запрыгнуть на подножку уходящего поезда цифровой революции, которая происходит в настоящее время».

Опрос Gartner свидетельствует о том, что 61% гендиректоров планируют в этом году увеличить расходы на ИТ, и только 7% считают, что их нужно снизить. 41% директоров (в 2013 году их было всего 27%) считают, что их компания входит в число пионеров инноваций. «Руководителям информационных служб нужно воспользоваться таким отношением», – подчеркивают аналитики.

Екатерина Трофимова, генеральный директор «Аналитического кредитного рейтингового агентства», отметила, что «этот и следующий год для компаний – последняя попытка запрыгнуть на подножку уходящего поезда цифровой революции, которая происходит в настоящее время».

«Одним из основных приоритетов для руководителей компаний в текущих макроэкономических условиях является повышение эффективности бизнеса, снижение издержек и сокращение времени выхода на рынок новых продуктов и дополнительных услуг, – рассказала Екатерина Трофимова. – И цифровая трансформация бизнеса является одним из ключевых инструментов, позволяющих успешно решать этот спектр задач. Поэтому в целом мы согласны с тем, что цифровизация бизнеса сейчас в приоритете. При этом мы отчетливо понимаем, что наиболее продвинутые компании начали этот процесс еще 3-5 лет назад, когда тенденции рынка в части проникновения ИТ-технологий стали совершенно очевидными.

В настоящее время мы внедряем комплексную систему, автоматизирующую все сегменты деятельности нашей компании. При этом важно, что перед автоматизацией какого-либо участка мы внимательно оцениваем существующий процесс, стараясь не автоматизировать его в том виде, как он есть. Мы оптимизируем его, исключаем издержки и уже затем автоматизируем. Если говорить о целях процесса автоматизации и в целом цифровой трансформации, то это повышение эффективности, снижение издержек, повышение прозрачности в деятельности подразделений и вывод на рынок дополнительных услуг. А эти услуги, в свою очередь, позволят наилучшим образом использовать интеллектуальный потенциал нашей компании», – заключила Екатерина Трофимова.

Алиса Попова




Комментарии