Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Как российским АЗС удержать рентабельность на фоне падения спроса на бензин?

23.05.2018

Компания Vygon Consulting в ходе исследования выяснила, что потребление топлива для автомобилей будет снижаться и в 2018 году. Этот процесс начался в 2016 году. В России работает порядка 15 тысяч заправочных станций, которым в таких условиях нужно искать новые пути удержания среднего размера чека.

А как у них

В Европе на фоне падения потребления бензина развивают сопутствующие сервисы. Так, крупнейшая сеть АЗС Германии – Aral («дочка» British Petroleum) – получает от продажи топлива лишь 12% прибыли, а кафе и магазины приносят 62% (1,2 млрд евро в 2012 году).

В США в 2014 году продажи минимаркетов, торгующих и топливом, превысили отметку в 450 млрд долларов. За пять лет доходы магазинов подобного формата непрестанно растут (+3,7%).

По информации Experian Catalist, в Великобритании на 92% работают магазины, объем продаж в которых превысил 4,3 млрд фунтов стерлингов за год.

В Италии провели соцопрос, в ходе которого 62% респондентов признались, что заезжают на АЗС именно за покупками и в кафе.

В последнее время российские компании также развивают сопутствующие услуги.

Чашечка кофе и бутерброд

Одним из главных драйверов продаж на АЗС является кофе. В 2016 году напиток принес сети «Газпром Нефть» 2,1 млрд рублей. Получается, что чашка кофе принесла в указанном году столько же денег, сколько 6 литров бензина.

«Роснефть» за аналогичный период заработала на горячем напитке 2,4 млрд рублей.

Эксперты полагают, что логичным в сложившихся условиях будет продолжение развития сегмента быстрого питания на автозаправочных станциях.

Однако создание места полноценного питания влечет и заметные издержки – финансовые и технические. Для этого надо организовать отдельные зоны, купить дорогое оборудование, наладить логистику. Избежать такой затратной процедуры поможет готовая охлажденная продукция. Например, готовые охлажденные блюда, которые разогревают перед подачей.

«Импульсные» магазины

Совмещение автозаправки и магазина – еще один популярный вектор развития. Но это направление противоречиво: такой бизнес дорог из-за логистики и оборудования, и поэтому не может предложить низкие цены. Как же быть?

Покупки в магазинах при АЗС в большинстве случаев совершают импульсно: увидел – купил. Для того чтобы сохранить лояльных потребителей, АЗС надо перейти из формата «импульсного» в комфортный и соответственно скорректировать ассортимент.

Такие удобные магазины уже работают в компании «ТРАССА». Их основные покупатели – водители, которые приехали заправиться. Здесь они могут купить бакалейные продукты, масло, хлеб, бытовую химию и другие товары первой необходимости. Еще в 2013 году продажа этих товаров увеличилась на 70% (бензина – всего на 40%) и тенденция сохраняется.

АЗС могут стать удобным местом для приобретения продуктов к ужину. Дачникам актуально предложить готовое питание, одноразовую посуду, картошку, специи, соль, бытовую химию и другие необходимые вещи.

Формирование актуального ассортимента в магазинах при АЗС – перспективная мера в условиях снижения спроса на бензин и общего падения покупательской способности.

Источник: Merchandasing.ru


Комментарии