Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Кейсы трех компаний по оптимизации логистики и снижению затрат

21.05.2018

Ритейлеры, производители и дистрибьюторы в условиях новой экономической реальности стремятся оптимизировать свои бизнес-процессы, в том числе и логистические. Три российских компании – «Перекресток», Coca-Cola HBC Russia и «ПРОТЕК», поделились своим опытом. Они на своем примере показали, как простые, но надежные решения помогут сэкономить деньги компании и принести прибыль.

«Перекресток» сокращает товарные остатки и «борется» с промо

Сеть магазинов «Перекресток», принадлежащая ритейлеру X5 Retail Group, с 2014 года увеличилась на 235 магазинов. На конец 2017 года в ее состав входили 638 супермаркетов в 122 населенных пунктах РФ. Увеличение количества торговых площадок навело руководство на мысль об автоматизации заказов. Ранее в компании заметили, что после еженедельных промо-акций в маркетах залеживались значительные остатки товара. А это «балласт» и для магазина, и для логистической структуры. И ритейлер принял решение о сокращении товарных запасов.

Три года назад X5 Retail Group запустил проект по внедрению системы JDA Demand Management & Fulfillment. JDA дает возможность составлять прогнозы спроса и пополнения товара в автоматическом режиме. В 2016 году новинка была внедрена для сокращения запасов, остававшихся после промо-акций.

Нюанс еженедельных промо-акций в том, что огромный список SKU за небольшой промежуток времени должен постоянно обновляться. Но с помощью автозаказа можно автоматически генерировать заказ товара, учитывая тренд продаж в первые 2 дня промо-акции. Результаты были таковы: объем продукции, которую поставляют в магазин для следующей промо-недели, сократили до 30-40% от изначального 100% объема. Что касается оставшегося товара, через 2 дня после старта промо на него срабатывал автозаказ. Так, в течение 5 следующих дней остатки пополнялись автоматически по мере необходимости.

Для стабильной и правильной работы системы необходимо, чтобы товар грузился день-в-день. Заказ поступал на обработку утром, а вечером его завозили в маркет из распределительного центра. «Перекресток» поставлял товары первой необходимости, порядка 4-6 тыс. SKU из региональных складов, а низкооборачиваемый ассортимент пополнялся из федеральных. Компания сокращает региональные склады: сегодня средняя площадь одного склада – 13 тыс. кв. м. «Перекрестку» удалось сократить излишки товара после промо в среднем вдвое – с 150-180 млн до 60-80 млн единиц.

В 2018 году X5 Retail Group, принимая во внимание успешный опыт работы с JDA, начала применять автозаказ для категории «ультрафреш» и продукции с коротким сроком годности. Для таких категорий цена особенно важна. «Бананы за 52 рубля могут “разойтись” очень быстро, а бананы за 61 рубль – нет. Мы уже наблюдали такое», – рассказал Денис Шульга – директор по логистике торговой сети «Перекресток».

Отсутствие товарных запасов в подсобном помещении идеально для ритейлера. Весь ассортимент должен радовать глаз покупателя на полках магазинов. Схожим образом работает сеть TESCO в Великобритании. За счет экономии дополнительных площадей и разумного пополнения запасов продуктов сохраняется их свежесть и сервис выходит на новый уровень.

Coca-Cola HBC Russia формирует культуру безопасного вождения

В 2014 году перед руководством Coca-Cola HBC Russia встала важная задача минимизации аварийности на дорогах с участием корпоративного транспорта и формирования культуры безопасного вождения. ДТП приводили не только к финансовым потерям и штрафам, но и репутационным. Чаще всего это случается, если в инциденте замешан брендированный автомобиль. Так, руководству компании стало ясно, что пора повышать безопасность движения.

Автопарк компании состоит из более 4000 транспортных средств: легкового, грузового транспорта и погрузчиков. На участок Ивана Попова, регионального менеджера по логистике, отвечающего за Центральный и Северо-западный федеральные округа России, приходится около трети всего автопарка компании. Это около полутора тысяч ТС. ДТП при таком количестве автотранспорта неизбежны. Исправить ситуацию удалось, работая одновременно по 3-м направлениям:

  • Разработка стандартов, процедур и регламентов пользования корпоративным легковым автотранспортом. Например, оригинальное решение было придумано для сотрудников, работающих на складских погрузчиках: чтобы убедиться в том, что ремень безопасности при движении застегнут, черные ремни покрасили в разные цвета.

  • Введение системы обучения и коммуникации. В Coca-Cola HBC Russia создали плакаты, которые пропагандируют безопасное вождение, со слоганом: «Только у кошки 9 жизней. Соблюдай ПДД». Также компания выпустила наклейки и серию видеороликов, которые были призваны повысить уровень безопасности на дорогах. Наклейки расклеили в офисах и автомобилях, видео регулярно показывали по корпоративному телевидению. «Эти вещи все и так знают, но, когда напоминание о них находится перед глазами, они начинают работать на уровне рефлексов», – объясняет Иван Попов.

  • Минимизация аварии, проработка всех случаев, составление рейтингов и мотивации. На 90% своих автомобилей компания установила интеллектуальную систему помощи водителю MobilEye. Она анализирует, что происходит вокруг, и оповещает водителя о возможных рисках – к примеру, сокращение дистанции и опасность сближения с объектом. MobilEye фиксирует все нарушения, определяет стиль и уровень вождения и помогает распределить сотрудников по соответствующим группам. Нарушения влекут за собой «санкции» для сотрудника: от беседы с ним до конфискации корпоративного транспорта.

С 2014 года компания смогла снизить количество аварий более чем в 2 раза, с 6,4 единиц до 2,6 (количество аварий на километр дороги). А в 2016 году компания в связи со снижением аварийности получила от страховых компаний десятки миллионов рублей. Все предпринятые меры, по словам Ивана Попова, стоили недорого. Их легко внедрить в любой компании, а покупка и установка гаджетов видео-фиксации окупилась за 1-2 года.

«ПРОТЕК» совершенствует условия поставок за счет концепции «единого кузова»

Группа компаний «ПРОТЕК» – один из крупнейших игроков фармацевтической отрасли. Рентабельность фармбизнеса очень низкая, всего 2-3%, а это 2-3 млрд рублей в год чистой прибыли. Следовательно, в компании встал вопрос организации транспортировки при одновременном снижении затрат на логистику, ведь на доставку препаратов филиалы компании и 45 тысяч аптек уходит около 1 млрд рублей в год. Усложняло ситуацию наличие более 20 температурных режимов хранения и транспортировки лекарственных средств.

Долгие годы в России вопросам хранения и транспортировки медицинских препаратов не уделялось особенного внимания. Эдуард Марченко, начальник отдела складского хозяйства группы компании «ПРОТЕК», рассказал: «Раньше в мороз медпрепараты перевозились в тентованой машине, и сотрудникам компании приходилось буквально “выковыривать” товар из замерзших контейнеров. Что самое интересное, никакие претензии перевозчикам предъявить было нельзя, они действовали в рамках закона. И вот в 2017 году в России вступил в силу Приказ Минздрава РФ № 646н от 31.08.2016 “Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения”, который, в том числе, регламентирует соблюдение более 20 различных температурных режимов».

При поиске оптимального решения по транспортировке медикаментов «ПРОТЕК» заметил, что все многообразие температур укладывается в 3 основных диапазона: +2…+8ᵒС, +8…+15ᵒС, +15…+25ᵒС. Несколько лет компания разрабатывала концепцию «единого кузова», согласно которой товары должны транспортироваться в одной машине, несмотря на разные температурные режимы. Так появились «многопоставочные» и «однопоставочные» режимы транспортировки.

«Многопоставочный» режим – это поставка, которая формируется по определенным группам температурных режимов и осуществляется почти каждый день. Например, если в кузове поддерживается температура +2+8ᵒС, то в нем едут товары температурных групп +2+8ᵒС, +2+15ᵒС, +2+25ᵒС. А если общий температурный режим +2+30ᵒС, а такого ассортимента около 30% от всех лекарственных средств, то в одном кузове поедут товары групп +2+25ᵒС, +15+25ᵒС.

«Однопоставочный» режим – это поставка за счет объединения всех температурных режимов в одном кузове. Она осуществляется в среднем раз в неделю, обычно на дальние расстояния. Минусы такой поставки – использование дополнительных средств поддержания температурного режима – термо-контейнеров. Они стоят недешево, около 6-7 тыс. за штуку, а выдерживают всего несколько поездок. Такой вид поставок «ПРОТЕК» планирует сокращать, поскольку укрупняет логистические центры и закрывает небольшие филиалы в регионах.

Что касается аптечной доставки, то здесь используется та же самая концепция «одного кузова», где поддерживается постоянная температура +15…+25ᵒС, а режимы +8…+15ᵒС и +2…+8ᵒС соблюдаются благодаря термо-контейнерам.

Каждое ТС оснащено средствами поддержания и контроля температурных режимов. По словам Эдуарда Марченко, сотрудники компании освоили целую науку о том, как должна выглядеть тепловая поставка. На переоснащение одного ТС уходит порядка 300-400 тыс. рублей. Сюда входит климатическое и отопительное оборудование, бесшовная термоизоляция, дополнительное освещение и т.д. Но так как «ПРОТЕК» почти не имеет своего транспорта, основные инвестиции понесли перевозчики, которые отразили затраты в своих тарифах для компании.

Узнать больше о развитии рынка логистических услуг в России вы сможете на Деловом завтрак для финансовых директоров «Стратегия работы на меняющемся рынке транспорта», который пройдет 7 июня 2018 года в Москве.




Комментарии