Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

20 самых дорогих компаний Рунета — 2018. Рейтинг Forbes

13.03.2018

Крупнейшие игроки Рунета выбрали путь Google и Facebook — они активно скупают нишевые проекты и создают целые экосистемы, охватывающие все сферы жизни россиян — от доставки еды и вызова такси до киберспорта

В этом году из рейтинга Forbes выбыли онлайн-ретейлеры «Юлмарт» и Exist. Первый приостановил работу в некоторых регионах и сейчас переоформляет бизнес на другие юрлица, второй находится в стадии ликвидации. В обоих случаях этим событиям предшествовали корпоративные конфликты. Вместе с тем в рейтинг ворвались сервис онлайн-бронирования Biletix, интернет-магазин «ОнлайнТрейд.Ру» и образовательная платформа SkyEng.

Данные по выручке предоставлены самими компаниями. В иных случаях приводится оценка, полученная путем опроса участников рынка и аналитиков. Forbes брал компании, изначально делавшие ставку на бизнес в интернете (в структуре их выручки на онлайн приходится более половины), созданные в России либо оперирующие в основном на российском рынке. В рейтинге нет оценок объема российского бизнеса зарубежных игроков, а также компаний, преимущественно работающих в офлайне. Нет в нем и компаний из быстрорастущей сферы финтеха и игровой индустрии, бизнес-модель которых сильно отличает их от участников рейтинга. Капитализация публичных компаний приведена по данным биржи на 25 января 2018 года. Все прочие цифры по стоимости — экспертная оценка Forbes. Реальную стоимость той или иной компании определяет договоренность между продавцом и покупателем. Для каждой компании оценки стоимости рассчитаны по мультипликаторам аналогов, сделкам, оценкам венчурных капиталистов. Forbes благодарит за консультации экспертов «Сколково — Венчурные инвестиции», ФРИИ, АКИТ, Runa Capital, Almaz Capital и KPMG.

1. «Яндекс»:

поиск, реклама, сервисы, интернет-торговля, такси.

Генеральный директор: Аркадий Волож.

Год основания: 2000.

Сайт: yandex.ru.

Стоимость: $12 380 млн.

63,5 млрд рублей заработал «Яндекс» на интернет-рекламе за три квартала 2017 года.

В ноябре 2017 года ФАС одобрила объединение «Яндекс.Такси» и Uber на территории России и пяти соседних стран, сделка должна быть закрыта зимой 2018 года. «Яндекс» и Uber инвестируют в новую компанию $225 и $100 млн соответственно. Помимо этого, за год «Яндекс» запустил новый поисковый алгоритм «Королев» и представил на рынок первого голосового помощника на основе нейронных сетей для российской аудитории — «Алису». Основным источником дохода для «Яндекса» по-прежнему остается выручка от продажи интернет-рекламы.

2. Mail.ru Group:

почта, соцсети, игры, сервисы.

Генеральный директор: Борис Добродеев.

Год основания: 1998.

Сайт: mail.ru, vk.com, ok.ru.

Стоимость: $6860 млн.

41% занимает Mail.ru Group на рынке доставки еды.

Mail.ru Group продолжает расширять портфель активов. В январе 2018-го компания объявила о покупке киберспортивного холдинга ESforce. Стоимость компании при закрытии сделки составила $100 млн за вычетом задолженности. Кроме того, в 2017 году Mail.ru Group начала монетизацию сервиса «Юла» и запустила международный маркетплейс Pandao. В декабре 2017 года, спустя месяц после старта, ежедневная выручка «Юлы» составила 2 млн рублей, а Pandao достиг почти 19 000 оплаченных заказов в день и вошел в топ-3 российских App Store и Google Play.

3. Avito:

доска объявлений.

Генеральный директор: Владимир Правдивый.

Год основания: 2007.

Сайт: avito.ru.

Стоимость: $2734 млн.

16 млрд рублей — ежемесячный объем продаж через Avito.

Электронная доска объявлений Avito появилась в 2007 году, сейчас сервис является одним из крупнейших в стране. Ежемесячно Avito посещают 32 млн человек. В первом полугодии 2017 года выручка сервиса выросла на 38%, до 7,16 млрд рублей. В 2017 году мобильное приложение Avito вошло в первую десятку самых загружаемых в России, по данным отчета американской аналитической компании App Annie. За прошедший год пользователи «Авито Авто» продали 2,2 млн автомобилей с пробегом. Средняя цена составила 511 000 рублей.

4. Wildberries:

интернет-торговля.

Генеральный директор: Татьяна Бакальчук.

Год основания: 2004.

Сайт: wildberries.ru.

Стоимость: $602 млн.

1,1 млн заказов обработал Wildberries в «черную пятницу» в ноябре 2017 года.

Компания Wildberries, основанная преподавателем английского языка Татьяной Бакальчук и ее мужем Владиславом, — один из крупнейших интернет-магазинов на российском рынке. Ежедневно 1 млн пользователей делают 100 000 заказов. На сайте интернет-магазина представлена продукция более 7000 брендов. В январе 2018 года компания открыла новое направление — детское питание. Сейчас 70% продаж компании приходится на одежду, обувь и аксессуары. Выручка интернет-магазина в 2017 году выросла на 40%, до 63,8 млрд рублей.

5. Lamoda:

интернет-торговля.

Генеральный директор: Нильс Тонзен.

Год основания: 2011.

Сайт: lamoda.ru.

Стоимость: $454 млн.

Более 2 млн товаров доступно на сайте Lamoda.

Онлайн-ритейлер одежды и обуви Lamoda в конце 2017-го выкупил сеть пунктов выдачи заказов у своего партнера Pick-up.ru и стал единоличным владельцем 56 пунктов в спальных районах Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря этому сеть самовывоза Lamoda увеличилась вдвое, до 112 пунктов. Компания увлеклась технологичными новинками — запустила в мобильном приложении функцию поиска вещей по фото, а также имиджевыми партнерствами — начала сотрудничество с онлайн-магазином FIFA. С 1 марта 2018-го гендиректором становится Флориан Янсен.

6. Ozon Group:

интернет-торговля.

Генеральный директор: Александр Шульгин.

Год основания: 1998.

Сайт: ozon.ru, ozon.travel, litres.ru, ocourier.ru.

Стоимость: $369 млн.

25% всех продаж Ozon приходится на книги.

Софтверная компания RekSoft и издательство Terra Fantastika запустили книжный магазин ozon.ru в конце 1990-х годов. Сегодня на сайте ozon.ru 5 млн товаров в 23 категориях. Среди акционеров холдинга — фонд Baring Vostok, АФК «Система», МТС, Index Ventures, ru-Net Ltd, Rakuten, Intel Capital, Holtzbrinck и Cisco. В ноябре 2017 года Ozon Group запустила собственную сеть постаматов. В декабре 2017 года в компанию пришел новый генеральный директор Александр Шульгин, который сменил на этом посту Дэнни Перекальски.

7. Biletix:

путешествия.

Генеральный директор: Александр Сизинцев.

Год основания: 2002.

Сайт: biletix.ru.

Стоимость: $264 млн.

На 12% вырос объем продаж авиабилетов на сайте Biletix в 2017 году.

Biletix продает авиабилеты от более 700 перевозчиков со всего мира. В августе 2017 года сервис начал сотрудничать с компанией «Ростелеком — розничные системы», что позволило ему продавать билеты более чем в тысяче офисов «Ростелекома» по всей России. В третьем квартале 2016-го сервис стал онлайн-туроператором — на его сайте появилась возможность покупать авиабилеты и номера в отеле в одном пакете. На конец 2017 года ежемесячная аудитория ресурса составила 415 000 посетителей.

8. HeadHunter:

поиск работы.

Генеральный директор: Михаил Жуков.

Год основания: 2000.

Сайт: hh.ru.

Стоимость: $228 млн.

498 333 актуальные вакансии опубликованы на HeadHunter.

Онлайн-ресурс для поиска работы HeadHunter почти шесть лет принадлежал Mail.ru Group. В феврале 2016 года он был продан группе инвесторов во главе с фондом «Эльбрус Капитал» за 10 млрд рублей. В декабре 2017 года компания купила часть активов рекрутинговой компании Job.ru, включая доменное имя и товарный знак. В январе 2018 года информационное агентство Reuters сообщило, что портал рассматривает возможность выйти на IPO.

9. «Ситилинк»:

интернет-торговля.

Генеральный директор: Михаил Славинский.

Год основания: 2008.

Сайт: citilink.ru.

Стоимость: $224 млн.

6800 рублей — средняя сумма покупки в «Ситилинк».

Онлайн-дискаунтер «Ситилинк» остался единственным ритейлером в списке Forbes, который специализируется на торговле электроникой. В прошлом году он активно наращивал присутствие в офлайне: у компании уже 44 магазина и 470 пунктов выдачи и приема заказов (в 2016 году было 30 и 340 соответственно) в 318 городах России. При этом в магазинах сети, или центрах электронной торговли, как называют их в компании, нет консультантов. Центры оборудованы терминалами для самостоятельного оформления заказов, кассами оплаты и окнами выдачи товаров.

10. 2ГИС:

сервис геолокации.

Генеральный директор: Александр Сысоев.

Год основания: 1999.

Сайт: 2gis.ru.

Стоимость: $211 млн.

11 162 089 зданий отмечено на картах 2ГИС.

В 1999 году новосибирский предприниматель Александр Сысоев придумал соединить карту города со справочником. Сейчас сервисом ежемесячно пользуются 36,5 млн человек из более 300 городов в девяти странах. В 2017 году 2ГИС договорился о предустановке приложения на мобильные устройства Huawei: сейчас сервис встроен в гаджеты LG, Fly, DEXP, Micromax. С прошлого года приложение строит оптимальные пешие маршруты, а не только автомобильные или на общественном транспорте. С весны 2017 года по навигатору 2GIS начали ездить водители Uber.

11. KupiVIP Group:

интернет-торговля.

Генеральный директор: Владимир Холязников.

Год основания: 2008.

Сайт: kupivip.ru.

Стоимость: $169 млн.

На 2 млн человек выросла среднемесячная аудитория KupiVip в 2017 году.

Онлайн-магазин KupiVip, созданный Оскаром Хартманном по модели французской компании Vente Privee, с 2016 года активно осваивает и офлайн. За 2017 год у сервиса появилось два таких магазина, расширилась сеть пунктов выдачи заказов. Еще две торговые точки будут открыты весной 2018 года. В прошлом году KupiVip открыл офис в Милане, что позволило ему укрепить и развить партнерские отношения с европейскими брендами. Кроме того, компания начала предоставлять свою инфраструктуру для организации онлайн-торговли другим брендам.

12. Aviasales:

путешествия.

Генеральный директор: Макс Крайнов.

Год основания: 2007.

Сайт: aviasales.ru.

Стоимость: $138 млн.

На 40% больше людей стали искать билеты на Aviasales в 2017 году.

Aviasales сохраняет лидирующие позиции по посещаемости среди российских метапоисковиков на рынке пассажирских авиаперевозок, свидетельствуют данные Data Insight. Посещаемость ресурса за прошлый год выросла с 7 млн человек до 10 млн, а выручка, по оценкам Forbes, увеличилась в два раза. В марте 2017 года владелец Aviasales компания Go Travel UN объявила о реорганизации бизнеса — теперь портал сосредоточится на работе в России и СНГ, а не на международных рынках, а также появится бренд «Aviasales отели», интегрированный с сервисом бронирования отелей Hotellook.

13. ОнлайнТрейд.Ру:

интернет-торговля.

Генеральный директор: Сергей Посеуков.

Год основания: 1998.

Сайт: onlinetrade.ru.

Стоимость: $129 млн.

5,5 млн товаров продано на ОнлайнТрейд.Ру в 2017 году.

Интернет-магазин основан предпринимателем Сергеем Посеуковым. Позиционирует себя как универсальный ритейлер — он продает товары в 27 категориях, включая электронику, бытовую технику, фармацевтические и косметические средства, мебель, одежду и обувь. В розничную сеть «ОнлайнТрейд.Ру» входит 273 пункта выдачи товаров в 92 городах России, магазин владеет и автопарком на 180 машин. Весной этого года он планирует достроить складской комплекс в Химках (70 000 кв. м), рассчитывая увеличить объем обработки заказов с 9000 до 30 000 в сутки.

14. B2B-Center:

электронные торги.

Генеральный директор: Дмитрий Зубарев.

Год основания: 2002.

Сайт: b2b-center.ru.

Стоимость: $121 млн.

910 000 торгов прошло на площадке за 15 лет работы.

B2B-Center — электронная торговая площадка, связывающая поставщика и заказчика. Созданный в 2002 году сервис позволяет проводить 43 вида торговых процедур в разных отраслях экономики: энергетике, нефтехимии, металлургии, автомобильной промышленности и др. В системе работает около 350 000 компаний, а за 15 лет существования в B2B-Center был совершен почти миллион торгов на сумму 15,2 трлн рублей. У компании три офиса (в Москве, Брянске и Минске), в которых работают около 300 сотрудников.

15. ivi.ru:

онлайн-видео.

Генеральный директор: Олег Туманов.

Год основания: 2007.

Сайт: ivi.ru.

Стоимость: $119 млн.

Около 50% дохода Ivi.ru приносит российский контент.

Считается крупнейшим онлайн-кинотеатром России — по оценкам, на него приходится около 33% рынка. В декабре 2017-го аудитория сервиса составила 40 млн, тогда как по итогам 2016 года среднемесячное значение было на уровне 33 млн человек. Ivi.ru работает по стандартной модели: пользователю предлагаются платные и бесплатные фильмы, часть выручки обеспечивает реклама. По предварительным подсчетам, в 2017 году впервые должен произойти перелом в структуре доходов видеосервиса: выручка от платных просмотров наконец превысит доходы от рекламы.

16. Superjob:

поиск работы.

Генеральный директор: Анастасия Чучалова.

Год основания: 2000.

Сайт: superjob.ru.

Стоимость: $117 млн.

21 млн — общая база резюме SuperJob.

Рекрутинговый проект SuperJob был запущен в 2000 году компанией Алексея Захарова «Триумвират Девелопмент», которая занимается разработкой и поддержкой сайтов. Тогда Захаров оценивал онлайн-рекрутмент как «сверхрентабельную» отрасль. В 2002 году ресурс из бесплатного сайта с объявлениями о вакансиях и резюме переквалифицировался в коммерческий портал. В 2016 году SuperJob запустил агрегатор информации о кандидате из социальных сетей под названием Social Link. В 2017-м на сайте появилась новая функция — поиск работы рядом с домом.

17. Циан Групп:

доска объявлений.

Генеральный директор: Максим Мельников.

Год основания: 2014.

Сайт: cian.ru, emls.ru.

Стоимость: $111 млн.

1 млн активных объявлений на сайте cian.ru.

Портал Cian.ru — агрегатор объявлений об аренде и сервис для продажи недвижимости. В «Циан Групп» также входит петербургский сайт о недвижимости emls.ru. До 10 января 2018 года компания владела порталом «Деловой мир онлайн» (realty.dmir.ru), сейчас он закрыт, о чем гендиректор «Циан Групп» Максим Мельников сообщил в конце декабря 2017-го. Основной доход компании приносят платные объявления. Бывшие владельцы Промсвязьбанка Дмитрий и Алексей Ананьевы считаются основными владельцами «Циан Групп», 27% принадлежит компании «Эльбрус Капитал».

18. Mamba:

онлайн-дейтинг.

Генеральный директор: Андрей Бронецкий.

Год основания: 2002.

Сайт: wamba.com, mamba.ru, yonja.com, teamo.ru.

Стоимость: $108 млн.

16 минут в день в среднем проводит на сайте пользователь «Мамбы», по данным similarweb.com.

Компания развивает сервисы знакомств Mamba, Wamba, Teamo и Yonja.com. Контролирующий акционер «Мамбы» — ГК «Финам» (владеет 65% бизнеса), остальные 35% принадлежат Mail.ru Group. Компания работает не только в России, ее турецкий сайт Yonja.com в декабре 2017 года посетили более 95 000 человек. Начиная экспансию на зарубежные рынки, сервис сменил название с Mamba на Wamba, так как домен mamba во многих странах был занят производителем жевательных конфет. Сегодня Wamba переведена на 20 языков и зарабатывает на рекламе и продажах премиальных аккаунтов.

19. 1С-Битрикс:

сервисы.

Генеральный директор: Сергей Рыжиков.

Год основания: 2007.

Сайт: 1c-bitrix.ru.

Стоимость: $97 млн.

3 млн компаний от Мехико до Шанхая пользуются Bitrix24.

Компания появилась в результате объединенных усилий двух предпринимателей — Сергея Рыжикова («Битрикс») и Бориса Нуралиева («1С»). «1С-Битрикс» разрабатывает системы управления сайтами и онлайн-проектами (CMS), зарабатывая на продаже лицензий веб-студиям. Сегодня IT-продукты компании используют свыше 3 млн клиентов. В августе 2017 года «1С-Битрикс» был признан самым популярным в своем сегменте. По данным аналитического агентства Data Insight, компания занимает 28,7% российского рынка.

20. SkyEng:

онлайн-образование.

Генеральный директор: Георгий Соловьев.

Год основания: 2012.

Сайт: skyeng.ru.

Стоимость: $80 млн.

2200 преподавателей и 19 500 учеников зарегистрировано в проекте.

Онлайн-школа английского языка SkyEng впервые вошла в топ самых дорогих компаний Рунета. Проект использует современные концепции образования: уроки проводятся удаленно по видеосвязи, прогресс ученика контролируется по специальной программе, а учителей подбирают с помощью алгоритмов машинного обучения. В 2017 году SkyEng привлек финансирование от инвестиционного фонда Baring Vostok за миноритарную долю в компании. В результате стартап стал самым дорогим в секторе EdTech (образовательные технологии) в России.

Источник: Forbes


Наши конференции:


Комментарии