Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

40% предпринимателей оценивают самочувствие своих компаний на «хорошо»

12.12.2017

Оценки текущего финансового положения бизнеса за год не изменились, однако прогнозы ухудшения ситуации стали звучать чаще, чем год назад.

Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ в сентябре 2017 года.

Как и год назад, 40% российских предпринимателей оценивают финансовое положение своего бизнеса как «хорошее» и «очень хорошее», и с августа 2016 года доля таких компаний не меняется. Еще 43% опрошенных считают финансовую ситуацию компании «средней». Только 16% дают негативные оценки (в октябре 2016 года была такая же доля – 16%). Руководители крупных предприятий чаще сообщают о средних показателях (48%), тогда как малые организации – чаще о хороших (44%).

Финансовое самочувствие не изменилось: по-прежнему половина опрошенных (50% в сентябре 2017 и 51% – в октябре 2016 г.) отмечают ухудшение положения бизнеса, 18% фиксируют положительную динамику и около трети (31%) – указывают на отсутствие изменений. Негативные результаты отмечают чаще представители крупного бизнеса (56%).

Если оценка текущего финансового состояния бизнеса за последний год почти не изменилась, то прогнозы на ближайший год стали более пессимистичными. Так, если в 2015 году ухудшение финансовых результатов в перспективе года ожидали 8%, то сегодня – уже 17%. На улучшение ситуации надеялись 45% в 2015 году, а в этом году – 36%. Еще 30% полагают, что ничего не изменится (18% в 2015 году). Стоит отметить, что положительные прогнозы склонны давать руководители малых компаний (41%), а отрицательные – представители среднего бизнеса (21%).

Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ, сказала: «Пессимизм российских предпринимателей достиг уровня декабря 2014 года, когда кризис вступил в активную фазу. Этот факт подтверждает то, что российская экономика по-прежнему в рецессии, выход из которой не будет таким стремительным, как ожидалось ранее.

Рост уверенности и оптимизма наблюдался среди предпринимателей в течение 2016 года во многом благодаря принятым программам государственной поддержки. Однако коренным образом переломить ситуацию они не смогли. Ключевая причина – низкий уровень информированности о них среди предпринимательского сообщества и, как следствие, вовлеченности.

На сегодняшний день наиболее высокий уровень пессимизма испытывают предприятия из сектора строительства и обрабатывающего производства. Основные проблемы связаны с падением спроса как со стороны B2C, так и со стороны B2B-клиентов. Кроме того предприниматели отмечают рост налоговой нагрузки и увеличение количества неналоговых платежей (в том числе введение онлайн-касс). Усугубляется ситуация ростом «кассовых разрывов» и потерей денег в связи с отзывом банковских лицензий и ужесточением требований в рамках ФЗ №115.

Существующий кризис обнажил фундаментальные проблемы: пассивность российского «предпринимательского класса», нежелание развивать и масштабировать бизнес, повышая таким образом свою конкурентоспособность. В ближайший год решающими факторами выживания бизнеса станут регулярный мониторинг финансового положения предприятия, повышение уровня финансовой грамотности и стратегическое планирование».

Источник: RETAIL & LOYALTY


Комментарии