Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

В России на смену кредитам придут операторские контракты?

19.10.2017

В последнее время в магазинах электроники набирает популярность новый тренд. Они указывают на ценниках крупным шрифтом не розничную стоимость товара, а сумму, которую потребитель будет платить ежемесячно при покупке в кредит. Мелким шрифтом указана полная цена, а также длительность кредитного договора.

Такие ценники привлекают больше внимания. Потенциальный покупатель видит дорогой смартфон, нереально низкую цену и не может сразу посчитать, во сколько он ему обойдётся на самом деле.

«Евросеть» даже сняла рекламу смартфона Meizu Pro 7 с указанием ежемесячного платежа в размере 990 рублей. Мельком в ролике упоминается полная стоимость смартфона (35 640 рублей), срок кредита — 36 месяцев, а также процентная ставка — 16,6% годовых. Как и в любом кредитном договоре, при несвоевременном внесении платежа предусмотрен штраф, так что это устройство может обойтись ещё дороже.

Во многих случаях три года — максимальная продолжительность жизни смартфона. За это время он может разбиться, морально устареть, надоесть или потеряться, но покупателю придётся каждый месяц выплачивать за него ту сумму, которую он увидел на ценнике.

По словам независимого эксперта по мобильной электронике Аркадия Маркарьяна, в следующем году «Евросеть» и «Связной» переформатируются в салоны операторов, где покупатели смогут покупать смартфоны, привязанные к операторам долгосрочным контрактом. При этом абоненты не смогут менять оператора, пока действует контракт, по которому они приобрели устройство.

Операторские контракты успешно существуют в США, странах Европы и Азии, но в России они не прижились по нескольким причинам. Прежде всего, они противоречат «Закону о защите прав потребителей». Продавцу запрещено обуславливать приобретение товаров покупкой дополнительных товаров и услуг, а потребитель может в любой момент отказаться от договора, выплатив исполнителю фактически понесённые им расходы. Если магазин или оператор внесёт в договор условие, предусматривающее выплату неустойки при отказе от услуг, это может рассматриваться как ущемление прав потребителей, которое карается штрафом. Кроме того, абоненты могут менять оператора с сохранение номера, если на счёте нет долга. Обязанность оплачивать услуги связи таким долгом не является, поскольку потребитель может прервать действие договора, о чём говорилось выше. Если оператор надумает судиться, суд вряд ли причислит упущенную выгоду к понесённым расходам.

Новый формат работы позволил бы увеличить доходы и мобильным ритейлерам, и операторам сотовой связи, что особенно важно в условиях предстоящей отмены роуминга внутри России. Не исключено, что операторские контракты будут узаконены в России с оглядкой на опыт зарубежных стран. Для этого потребуется внести поправки в два федеральных закона: «О защите прав потребителей» и «О связи». Операторы и ритейлеры вполне могут рассчитывать на такое послабление, а значит уже в 2018 году мы, вероятно, сможем покупать смартфоны по иным условиям — это будет тот же кредит, но не от банков, а от операторов сотовой связи. Платой по этому кредиту станет обязанность пользоваться дорогими услугами связи. Магазинам больше не нужно будет лукавить, и то, что сейчас указано как первый взнос по кредиту, действительно станет стоимостью смартфона, а последующие платежи — это плата за связь.

Источник: Iguides.ru


Комментарии