Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Российские компании все реже нанимают неопытную молодежь

15.09.2017

Аналитики HeadHunter и Career.ru выяснили, что доля предприятий, нанимающих молодежь, сократилась с 89% в 2015 г. до 74% в 2017 г. Почему? 36% респондентов жалуются на то, что молодые требуют высокой зарплаты, хотя мало что знают и умеют. Выпускники требуют 60 000 руб. в месяц за работу, за которую наниматель готов платить не более 30 000 руб. в месяц. Многие без обиняков заявляют рекрутерам, что намерены уже через три года занять высокую должность и зарабатывать минимум 100 000 руб., рассказывает директор по развитию бизнеса и руководитель проекта YounGo хедхантинговой компании «Контакт» Анастасия Стасева.

Завышенные ожидания проистекают из неправильных установок, которые будущим выпускникам дают еще в вузе, считает эксперт. Чтобы поднять свой престиж и показать студентам, что они не зря выложили за обучение круглую сумму, вузы уверяют их, что одного диплома будет достаточно для моментального трудоустройства на хорошую должность и зарплату в крупную компанию типа Coca-Cola, говорит Стасева.

Дорого нанимать

Часто компаниям наем молодых обходится дороже, чем опытных сотрудников, говорит Стасева. С последними все проще – в резюме указаны навыки, послужной список и достижения. О кандидате без опыта можно судить только по его личным компетенциям, объясняет эксперт. Приходится проводить многоступенчатые собеседования, игры и тесты, а также устраивать массовые рекламные кампании и ярмарки вакансий, чтобы выловить мало-мальски подходящих кандидатов. Это требует немалых инвестиций, а возврат их затруднен – компаниям редко удается удержать молодых сотрудников более одного-двух лет. Молодые ребята поколения Y требуют к себе особого внимания, хотят на работе не только работать, но и развлекаться, любят свободный график. Всего этого российские работодатели дать им не могут.

Наворотят дел

Не меньше боятся работодатели и ошибок неопытных сотрудников, говорит гендиректор кадровой компании Kelly Services Екатерина Горохова. Сейчас любой промах обходится компании дорого – можно потерять клиентов, проиграть конкурентам в скорости выпуска новых продуктов. И поэтому работодатели предпочитают набирать в штат тех, кто будет реже ошибаться. Данные исследования подтверждают: 9% работодателей отказываются от найма молодых без опыта именно из-за боязни ошибок со стороны таких работников.

Не хотят учить

«Мы больше всего ценим в продавцах знание велосипедного дела», – рассказывает владелец петербургской сети магазинов «Велодрайв». По его словам, молодые ребята совсем без опыта или даже с опытом продаж в другой сфере в его магазинах не приживаются. Они не могут объяснить клиенту, чем один велосипед отличается от другого, и не понимают, какой велосипед можно порекомендовать конкретному клиенту. «Мы готовы обучать людей, но нам нужны не 20-летние мальчики, а кандидаты в районе 30 лет с накопленными знаниями и опытом, которые могут не только продавать, но и консультировать клиента», – говорит он. По его наблюдениям, подобное происходит и в других торговых сетях. На сокращающемся рынке компании ждут от продавцов гораздо большего, чем раньше.

27% работодателей, по данным исследования, вообще никого не нанимают в этом году, а еще 27% не хотят набирать молодых и неопытных потому, что их надо учить, а на это нужны время и деньги. В условиях стагнирующего рынка компании не готовы инвестировать в того, кто не может сразу показать результат, подтверждает Горохова.

Прелесть чистого листа

Стасева добавляет, что работодателям нужны молодые кадры: они позитивны, креативны, трудолюбивы и энергичны. Легче всего неопытной молодежи устроиться продавцами, считают 60% респондентов (против 65% двумя годами ранее). Некоторые считают отсутствие опыта преимуществом. В отрасли фитнеса и красоты интерес работодателей к молодым работникам без опыта растет (по данным исследования, 23% компаний в 2017 г. нанимали молодежь без опыта против 10% в 2015 г.).

Крупные сети фитнес-клубов все чаще предпочитают нанимать в тренеры молодых и обучать новичков с нуля стандартам работы с клиентами, рассказывает директор по фитнесу федеральной сети фитнес-клубов X-Fit Ирина Троска. По ее словам, молодых тренеров обучать легче, чем тренеров более старшего возраста: последние тяжело отказываются от принципов работы, к которым привыкли ранее в небольших клубах. «Бывает так, что тренер, бывший спортсмен, опробовал одну методику, она ему подошла, и он только по этой методике работает с клиентами. Нас это не устраивает», – говорит она. Ее сеть фитнес-клубов набирает, как правило, выпускников с медицинским, хореографическим, физкультурным или педагогическим образованием. Все они проходят дополнительную подготовку, где их учат формировать индивидуальные фитнес-программы под каждого клиента.

Вместо гастарбайтера

По данным исследования, спрос на молодежь вырос также в ресторанном бизнесе (25% в 2017 г. против 13% в 2015 г.). Большинство рестораторов набирают в официанты кандидатов без опыта, лишь бы они были молодые, симпатичные и улыбчивые, говорит Сергей Миронов, гендиректор консалтинговой компании RestConsult. Рост спроса на молодых людей без опыта он объясняет ужесточением законодательства в отношении трудовых мигрантов. Раньше низкооплачиваемые ставки официантов занимали выходцы из ближнего зарубежья. Теперь же рестораны берут на эти места российскую молодежь, которую легче оформить.

Идут в рабочие

Однако самые большие изменения произошли на производстве: 39% производственных компаний сообщили, что молодым без опыта легко устроиться к ним на работу. Промышленности нужны рабочие кадры, к тому же зарплаты растут – зарплата рабочего в Москве выросла до 50 000 руб., объясняет Горохова. По ее наблюдениям, в рабочие сейчас идут и молодые люди с дипломом о высшем образовании – по специальности им предлагают не более 30 000 руб., а на заводе можно рассчитывать на большее. И этим пользуются предприятия – они получают рабочего с высшим образованием, говорит эксперт.

Источник: ВЕДОМОСТИ


Комментарии