Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Как рынок электроэнергетики осваивает обмен электронными документами

Как рынок электроэнергетики осваивает обмен электронными документами 18.01.2017

Сегодня лицом современного энергетического комплекса страны являются энергосбытовые компании. От качества предоставляемых услуг, оперативности их работы зависит стабильность остальных субъектов энергетического рынка. Сыграть важную роль в достижении поставленных организациями целей способны отказ от использования бумажных документов и переход на электронный документооборот.

Как устроен рынок электроэнергии?

Переход на электронный обмен первичными бухгалтерскими документами в энергосбытовых компаниях в последнее время набирает всё большую популярность. Но, как и в любой отрасли, здесь есть свои сложности и наблюдаются некоторые пробелы в законодательстве.

Энергосбытовые и генерирующие компании закупают энергию у поставщиков, а после перепродают ее крупным и мелким потребителям, частично – сетевым компаниям, на основании публичных договоров, регламентов, подкрепленных законами РФ.

Как рынок электроэнергетики осваивает обмен электронными документами

Оптовый и розничный рынки

В настоящее время в Российской Федерации действуют оптовый и розничный рынки электроэнергии и мощности. Новая модель оптового рынка электроэнергии предполагает существование трёх секторов торговли электроэнергией:

  • долгосрочные двусторонние договоры, где торговля электроэнергией осуществляется по регулируемым договорам с установлением тарифов, и свободные двусторонние договоры, где цена и объем поставки определяются самими участниками рынка;
  • рынок на сутки вперёд, где торговля электроэнергией осуществляется по цене, формируемой под влиянием спроса и предложения;
  • балансирующий рынок, который иначе называют сферой обращения отклонений, определенных в результате конкурентного отбора ценовых заявок.

На розничном рынке, кроме потребителей электроэнергии, коммунальных служб, сетевых и энергоснабжающих организаций, выделяются независимые энергосбытовые компании, которые не обязаны заключать договоры с любым обратившимся потребителем. У них нет определенной зоны деятельности, и одновременно они могут работать в разных регионах. По этой причине независимые энергосбытовые компании вполне могут заключать договоры только с крупными потребителями электроэнергии, которых выгодно обслуживать.

Посредниками между поставщиком и потребителем электроэнергии являются сетевые компании, которые, во-первых, обеспечивают передачу электроэнергии, а во-вторых, гарантируют технологическое присоединение новых потребителей.

Сетевые компании делятся на две категории:

  • компании, которые имеют объекты электросетевого хозяйства на праве собственности (или на ином законном основании);
  • компании, которые покупают и перепродают электроэнергию у генерирующей компании, а также осуществляют ее транспортировку потребителю.

К электросетевому хозяйству относятся объекты, при использовании которых энергосбытовые компании оказывают услуги по передаче электроэнергии потребителю (подстанции, ЛЭП).

Деятельность сетевой компании регулируется государством, оно же устанавливает тарифы и обеспечивает полный доступ к услугам сетей.

Основные сложности в работе и ЭДО

Ежемесячно энергосбытовые компании собирают денежные средства с конечных потребителей и при этом генерируют десятки и сотни тысяч документов. Для каждого клиента формируется пакет, состоящий чаще всего из счета, счета-фактуры и акта. В месяц количество пакетов превышает 10 000 и более. Потребители могут получать документы по почте, но в основном забирают их в самом офисе компании, что приносит неудобства, увеличивает время доставки и соответственно время оплаты по счету. При этом нельзя забывать, какое количество бумаги и конвертов покупают компании и сколько средств расходуют на заправку принтеров.

В свете вышеперечисленного переход на ЭДО позволяет решить многие проблемы:

  • существенно сократить затраты на расходные материалы, почтовые и курьерские услуги;
  • хранение не требует площадей, следовательно, отпадает надобность в содержании архивов;
  • пропадает необходимость вручную готовить документы для отправки, что значительно экономит время сотрудников;
  • контроль возврата достигается за счет того, что сервисы обмена гарантированно, за считанные минуты, позволяют отправлять документы и отслеживать их статус;
  • возможность быстрого поиска и выгрузки позволяют оперативно готовить документы к налоговым проверкам;
  • окончательно ликвидируется проблема невозврата и потери документов, а, следовательно, исключается вероятность несвоевременного вычета НДС.

Источник: Synerdocs


Комментарии