Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Компании увеличивают доступность лекарств для всех

Компании увеличивают доступность лекарств для всех 23.12.2016

Вопрос доступности лекарств сегодня стоит и перед развивающимися, и перед развитыми странами, в том числе и перед Россией. Доступность лекарств - широкое понятие, включающее в себя ценовую политику и стабильность поставок, доступность актуальных научных данных, этичное продвижение. Доступным является лекарство, которое врач может назначить, а пациент - получить, исходя в первую очередь из потребности в правильном лечении.

Недоступность лекарств - проблема, затрагивающая людей во всем мире. Роль фарминдустрии в решении этой задачи растет, что потребовало появления инструментов для оценки ее деятельности. Одним из таких инструментов стал независимый рейтинг «Доступ к лекарствам». Это проект одноименного фонда - международной некоммерческой организации, созданной в 2004 году. Среди спонсоров рейтинга - Фонд Билла и Мелинды Гейтс, правительственные и неправительственные организации.

Рейтинг публикуется каждые два года и оценивает работу 20 крупнейших фармацевтических компаний мира по расширению доступа к лекарствам. Их оценивают по нескольким критериям: общие вопросы управления, лидерство и этика ведения бизнеса, исследования и разработки, ценовая политика, поставки, стратегия в области патентов. Каждый из критериев оценивается по четырем стратегическим измерениям: публичные обязательства, прозрачность, результативность деятельности и инновационность бизнес-модели.

Недоступность лекарств - проблема, затрагивающая людей во всем мире.

В рейтинге 2016 года первое место заняла компания GSK. Помимо нее в тройку лидеров вошли также компании Johnson&Johnson и Novartis. Одно из центральных мест в оценке компаний уделяется инновациям в бизнес-моделях. Одна из таких инноваций - пересмотр традиционных подходов к R&D (исследованиям и разработкам).

R&D - процесс, требующий и значительных инвестиций, и времени. Компании возвращают свои инвестиции, выводя препараты на рынок. Эта модель неплохо работает, но компании сталкиваются с проблемами не только научного, но и экономического характера: когда новые лекарства предназначены пациентам в беднейших странах, те зачастую не могут за них платить. Поэтому индустрия пересматривает модель - например, выводит из-под патентной защиты и делает доступными для исследователей большие объемы данных, развивает различные партнерства и т.д. Компании внедряют новые подходы и к ценообразованию. В беднейших странах цены на некоторые запатентованные лекарства составляют не более 25 процентов от цен в развитых странах. В них не закладывают ни инвестиции в исследования, ни другие затраты, которые несут производители. Важны также физическая доступность лекарства и возможность назначить его пациенту. Для этого необходимы эффективные системы поставок и квалифицированные кадры. Поэтому некоторые компании реинвестируют часть прибыли в укрепление систем здравоохранения наименее развитых стран.

«Рейтинг «Доступ к лекарствам» - очень важный проект. Ведь если что-то можно измерить, это может быть реализовано», - говорит генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен. Каждая из компаний, отмеченных в рейтинге, имеет свои наработки и уникальные решения. Но чтобы соответствовать новым реалиям, компании стремятся обеспечивать доступ к лекарствам и вакцинам как можно большему количеству людей во всем мире.

Источник: RG.RU


Комментарии