- Книжный клуб: рецензии, анонсы, встречи
- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
-
18-20 июня 2025 года
Саратов -
19-20 июня 2025 года
Москва -
8 августа 2025 года
Москва -
20 августа 2025 года
Москва -
4-5 сентября 2025 года
Москва -
11 сентября 2025 года
Москва
Логистика санкционных продуктов: вызовы и стратегии
15.05.2025
С зимы 2022 года глобальные логистические цепочки, десятилетиями выстраивавшиеся в международной торговле, претерпели кардинальные изменения. Тарифы, маршруты, правила поставок — всё оказалось пересмотрено под давлением новых экономических реалий.
Поговорим о ввозе санкционных товаров.
Все товары можно разделить на простые, сложные и санкционные.
-
Простой товар — тот, на который есть разрешение правообладателя на поставку в Российскую Федерацию.
-
Сложный товар — продукция китайского производства, не подпадающая под прямые санкции, но сталкивающаяся с ограничениями китайских регуляторов на экспорт в третьи страны.
-
Санкционный товар — товары, запрещенные к ввозу в РФ правообладателем. Их поставка требует согласования с конечным пользователем и прямого взаимодействия с головным офисом бренда.
Рассмотрим сложные товары, то есть лицензированные, например, область беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это строго контролируемая категория: за последние три года Китай ввел три волны ограничений на их экспорт, вплоть до отзыва лицензий.
«Азиатская торговая группа» входит в группу компаний, где также присутствует подразделение, которое непосредственно занимается беспилотниками. Поэтому мы обладаем своими компетенциями, инженерами и собственными технологиями. Мы сами строим самолеты и производим локализацию наших изделий, она составляет 70-80%. Тем не менее, мы обращаемся за некоторыми запчастями в Китай и поэтому понимаем, насколько это сложно, и как с этим работать.
Особенности начинаются с момента заключения контракта на поставку и оплаты: китайский производитель не может принять внешний юань. В большинстве случаев используется гонконгская финансовая инфраструктура.
Важно понимать, что высокотехнологичные производства в Китае — это зачастую полугосударственные компании, работающие в том числе на военные ведомства. При этом рынок наводнен низкокачественными аналогами, которые активно продвигаются в Россию под видом «импортозамещения».
Доступ к настоящему хайтеку требует не только высоких компетенций, но и надежных связей в Китае, позволяющих войти в закрытый пул поставщиков.
Второй момент — это настройка логистики: финансовой, закупочной и непосредственно транспортной. «Азиатская торговая группа» имеет свои каналы, по которым производится закупка, как внутри Китая, так и в других странах. Мы понимаем, через какие коридоры в Китае какой товар вывозится, как он поступает в Россию и непосредственно на таможенный пост. На всю продукцию мы предоставляем официальную таможенную декларацию.
Инфраструктура «Азиатской торговой группы» настолько выстроена в Китае, что позволяет покупать через материковую компанию у официального американского и европейского продавца, и еще возмещать китайский НДС 11% непосредственно на свою материнскую компанию в Китае. В данном случае нам помогают свободные экономические зоны (СЭЗ), их на данный момент уже более 40. В зависимости от географии, наименований, номенклатуры товара, мы выбираем, через какую удобнее вывозить. Мы оформляем экспорт для нашего поставщика, а дальнейшее движение из свободной зоны идет в сторону границы по нашим документам и по нашим требованиям.
Поговорим о стоимости логистических услуг по санкционным товарам. При оформлении и затамаживании экспорта из Китая она постоянно меняется. В среднем с началом санкционных ограничений тарифы выросли в 3-4 раза. Если говорить про континентальный Китай, из которого вывозятся санкционные товары, мы должны закладывать бюджет на дополнительные услуги: закрытие экспорта и открытие его, которые происходят через бондовые зоны или зоны свободной торговли. Это ведет к росту стоимости услуг наших агентов, которые принимают на себя товар, закрывают экспорт и, соответственно, товар выходит из особой экономической зоны уже очищенный, а дальнейшая его отправка происходит по рыночному тарифу.
Идеальные условия — это экспорт через свободно-экономические зоны, тот же Гонконг. Хуже, когда товар находится в Китае, а экспортер не готов ничего делать с товаром в плане предоставления документов, разрешений итд. Продажа происходит с уплатой китайского НДС в сторону китайской компании, идет удорожание как товара, так и логистики. Чтобы построить соответствующую схему для каждого товара, нужно быть уверенными в ресурсах и качестве своего поставщика.
Кроме работы через свободную экономическую зону, «Азиатская торговая группа» выстраивает отношения с прямыми дилерами и производителями. Официальный дилер может дать разрешение на продажу в третью страну, что позволит сэкономить и на логистике, и на НДС. Но все это возможно только при наличии договоренностей и возможностей у поставщика, которые определяются его ресурсностью, значимостью перед штаб-квартирой.
Континентальный Китай и санкционные товары — это очень сложная схема, которую «Азиатская торговая группа» реализовывает, готовя под каждый случай отдельную структуру и отдельного агента, который работает с тем или иным видом товара. При этом ситуации меняются ежемесячно, нельзя рассчитывать на одну и ту же схему, она может дать сбой в начале, в середине и даже в конце. Особенно это касается долгих контрактов, когда цикл производства от 20 недель до полутора лет, всегда есть риск, что придется в моменте перестраивать полностью и маршрут денег, и логистику, и вывоз непосредственно с континента. Всегда нужно закладывать дополнительный расход, чтобы хеджировать свои риски.
Также нужно прорабатывать вопрос финансовой логистики.
-
Во-первых, какова стабильность банка, через который идет транзакция, и торгового агента.
-
Во-вторых — насколько внутреннее законодательство будет волатильным и устойчивым к интересующему виду товаров.
Бывают ситуации, когда сделка запущена, проведена первая оплата, далее вторая и третья по графику платежей, и вдруг происходит блокировка банка, или приходит сообщение о том, что за данный вид товара платеж не может быть исполнен. В еще более плохой ситуации банк просит предоставить таможенную декларацию об экспорте, при том, что товар еще не произведен, не вывезен, не затаможен. С одной стороны — тупик, непонимание, граничащее с глупостью, с другой стороны, здесь мы полностью зависим от регулятора и вынуждены откатывать сделку назад.
Преимущество «Азиатской торговой группы» в том, что мы работаем с этим ежедневно. Проблем, похожих друг на друга, нет, хотя, казалось бы, все известно заранее, предусмотрено и можно смело идти в бой, а по факту получается, что каждый раз происходит что-то новое. Обладая собственной инфраструктурой и особенно в коллаборации с организацией, входящей в нашу группу компаний, — «Российско-китайской гильдией коммерции», мы уверенно смотрим на наши перспективы.
Именно сотрудничество с «Российской-китайской гильдией коммерции» способствует налаживанию общения с регуляторами и таможенными органами непосредственно Китая.
В России основной регулятор — это Минкоммерции, и все обновления: в таможенном законодательстве, в товарной номенклатуре ВЭД, ограничительные меры, изменения в сертификации, лицензировании, — исходят непосредственно от них.
«Российско-Китайская гильдия» представлена в госорганах как дружественная организация, которая посещает различные мероприятия, тематические семинары и делится с нами информацией о готовящихся нововведениях.
Преимущество совместной работы в том, что китайские регуляторы (не только таможня, но все, что касается политических изменений в стране) очень закрытые. Они часто издают документы для служебного пользования, а потом доводят их непосредственно до участников экономической деятельности постфактум, у компании нет времени среагировать на готовящиеся изменения.
Коллеги из «Российско-китайской гильдии коммерции» находятся непосредственно на месте, общаются с госорганами, посещают несколько раз в месяц внутренние мероприятия и рассказывают о готовящихся изменениях в законодательстве.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что «Азиатская торговая группа», хоть и молодая компания как юридическое лицо, но по имеющимся ресурсам — это очень опытная и продвинутая команда, которая давно зарекомендовала себя на рынке. Нами накоплена база проверенных поставщиков и агентов, как по логистическим услугам, так и по финансовым, трейдинговым. Наши партнеры непосредственно в Китае из государственных, торговых, финансовых, юридических организаций, придают нам уверенности в своих компетенциях и в своих ресурсах. При этом «Азиатская торговая группа» гарантирует абсолютную безопасность и прозрачность сделок для заказчика.
Николай Кузнецов, директор по ВЭД «Азиатской торговой группы».
Комментарии