ACCA CFO Women Club: Мир женщин – путь к совершенству?

08.05.2013

Каким был бы наш мир, если бы у власти были женщины? Был бы он другим? Что именно изменилось бы в нашей жизни? Ответ на эти и другие вопросы искали участницы очередной встречи ACCA CFO Women Club, которая прошла 11 апреля 2013 г. в гостинице Балчуг. Красивые и успешные женщины – CFO, партнеры, руководители финансовых департаментов, владелицы собственного бизнеса – всех их объединяет лидерство, желание меняться и изменять среду вокруг себя, достигать новых высот и постоянно самосовершенствоваться.

Завораживающий вид на Кремль, камерная атмосфера зала «Библиотека», дегустация французских вин, обсуждение волнующих всех тем: про женский стиль управления, про успех, про самореализацию и, конечно, про жизненный баланс – все это вместе сделало очередную встречу Клуба по-женски волшебной.

Вечер начался с выступления специального гостя – Мюриэль де Сен Совер, Партнера международной компании Mazars, специалиста в области коммуникаций, руководителя отдела антидискриминационной кадровой политики и главы международного Агентства по маркетингу и коммуникациям, автора книги «Мир женщин – путь к совершенству?».

Чтобы понять, действительно ли мир женщин – это путь к совершенству, г-жа де Сен Совер провела масштабное исследование, встретившись со ста женщинами из мира бизнеса, политики и культуры. Во время своего выступления она поделилась с участницами встречи своим взглядом на женское лидерство, рассказала, чем русские женщины отличаются от француженок и к чему стремятся лидеры поколения Y.

Мюриэль де Сен Совер

Мюриэль, почему вы решили написать эту книгу?

Во-первых, из-за ситуации, которую я наблюдаю в моей компании – вначале на работу принимаются 50% женщин и 50% мужчин, тогда как партнерами являются лишь 9% женщин. Во-вторых, мне приходилось видеть, что во многих странах женщины часто подвергаются дискриминации, и что в действительности очень немногие женщины в мире занимают руководящие должности. «А если бы таких женщин было больше, что бы изменилось?» - спросила себя я. Так я решила начать работу над книгой.

Как вы понимали, с какими героинями вам нужно встретиться?

Для меня представляли интерес женщины, которые добились успеха как в построении карьеры, так и в построении семьи. И, начиная общаться с одними, я узнавала об интересных женщинах в других странах.

Какими качествами обладают все эти женщины? Что вы открыли для себя во время общения с ними?

Все эти женщины были открыты к общению. Еще одной характерной чертой была их честность – они предельно правдиво рассказывали про свою жизнь и работу. Познакомившись с каждой из них ближе, я открыла в них такое качество, как уверенность. Уверенность не только в себе и своих силах, но и в остальных людях, которые их окружают, в других женщинах, в частности. Стоит подчеркнуть, что все они состоялись не только в карьере, но и в семье. Их волновали проблемы человечества и других женщин. И у многих весьма непростая судьба, но все они проявили большую храбрость и стойкость. И, несмотря на сомнения, которые у них появляются, они продолжают идти вперед.

Вы пишите, что «мужчина живет в краткосрочной перспективе, женщина – в долгосрочной, мужчина завоевывает – женщина сохраняет, мужчина мечтает о власти, женщина – о совместной жизни». А какое открытие было самым поразительным для Вас?

Я провела интервью с женщинами в 33 странах мира. Безусловно, у каждой из них была своя судьба, и было много различий, но их всех объединяла одна черта – это забота о будущем поколении, о его воспитании и обучении. Мне очень понравилась мысль одной женщины из Африки: «Когда вы воспитываете дочь, вы воспитываете семью, когда вы воспитываете мальчика, вы воспитываете мужчину». Т.е. если вы дадите что-то женщине, она улучшит это и принесет что-то большее, а если вы дадите это мужчине, он оставит это себе.

В каких сферах, на ваш взгляд, ощущается самая большая нехватка женщин?

Прежде всего – в политике. И это утверждение одинаково для любой из стран. Точно так же во Франции: мужчина по-прежнему остается лидером, и, возможно, правила так жестки, что женщине не хочется туда идти, чтобы что-то изменить. Вторая сфера после политики – это руководящие должности в компаниях. В Европе руководящие должности, в частности CEO, занимают мужчины. И для того, чтобы изменить ситуацию, во Франции с недавнего времени вводятся квоты: до 2014 года компании должны увеличить квоты на женщин в своем руководстве до 20%, а к 2017 году этот процент должен составлять не менее 40%.

И к каким изменениям в компании это может привести?

Если бы на уровне совета директоров в компании было бы больше женщин, то компания стала бы более человечной, более ориентированной на людей, а не только на экономический результат. Кроме этого, ряд исследований демонстрирует, что одинаковое количество мужчин и женщин на управляющих должностях – верный способ для компании повысить свою прибыль. А результаты нескольких американских исследований говорят о том, что женщины показывают себя с лучшей стороны в кризисном управлении. Так, некоторые банки, на руководящих должностях которых было больше женщин, легче пережили кризис 2008 года.

Какое основное отличие в условиях для развития женщин в бизнесе в России и во Франции?

Я бы не сказала, что различий так много. Но сейчас в России нет видимой разницы в уровне заработной платы – во Франции она есть. Нет особых проблем, чтобы занять высокую позицию. Вообще, я хочу сказать, что женщины в России делают все: воспитывают детей, занимаются семьей, работают. К сожалению, у них нет программ социальной поддержки, которые есть в Западной Европе. Во Франции – обратная ситуация: у нас есть сильная социальная поддержка, включающая систему специальных детских садов, развитое беби-ситтерство – и женщина без отрыва от работы может заниматься семьей. Но, к сожалению, что касается уровня заработной платы, – разница в зарплате мужчин и женщин велика – около 26%.

В своей книге вы пишите, что многие женщины, получив прекрасное образование, начиная успешную карьеру, с рождением первого ребенка перестают работать. Особенно ярко эта тенденция проявляется в восточных странах. Какая ситуация в Европе, во Франции?

Да, безусловно, такая тенденция есть, и, возможно, это объясняется следующим. Скорее всего, такие девушки выросли в семьях, где их мамы сделали успешную карьеру, уделяя все свое время работе, и в итоге развелись и остались одни. Поэтому они не хотят повторять такую модель и всю себя отдавать работе. К счастью, таких женщин не так много, хотя я обеспокоена такими случаями. Ведь не зря же мы боролись столько лет, выступая за права женщин, чтобы теперь оказаться в такой ситуации.

Согласно одному из исследований компании Neilsen, опрошенные женщины в разных странах мира считают, что сегодня у них больше возможностей, чем у их матерей. При этом женщины в развитых странах полагают, что у их дочерей будет примерно такой же уровень возможностей. Героини вашей книги, построившие успешную карьеру, говорят о том, что они хотят, чтобы их дочери добились такого же успеха, чтобы они были больше вовлечены в бизнес. Но далеко не все молодые девушки хотят идти по стопам своих матерей. И матери страдают от того, что их дети, в воспитание и обучение которых было столько инвестировано, отказываются от представляющихся им возможностей. Как вы думаете, почему это происходит?

У меня нет универсального ответа на этот вопрос. Я полагаю, что женщины моего поколения воспитывали своих дочерей совершенными. Проблема перфекционизма, к которому так склонны женщины, – это изначально проблема воспитания. В прошлом году мы принимали участие в исследовании, посвященном поколению Y. Его результаты говорят о том, что эти молодые люди в первую очередь стремятся к счастью – конечно, мы все стремимся к счастью, – но они ценят его превыше всего, готовы жертвовать благосостоянием или успешной карьерой, что, возможно, было более важным для нас. Так что это вопрос и поколения в том числе.

Часто ли вам встречались трудности на вашем карьерном пути, и приходилось ли вам соперничать с мужчинами?

На самом деле, нет. Безусловно, сложности были, но они касались как мужчин, так и женщин, которые хотели иметь ту же работу, что и я.

Считается, что с некоторыми задачами мужчины справляются более эффективно, потому что женщины иногда излишне эмоциональны и не способны на такой же результат…

Мы способны это делать! Я полностью не согласна. В данном случае стоит говорить о мужских и женских качествах или чертах. Исторически в компаниях по всему миру так сложилось, что истинно мужские качества превалируют над истинно женскими. Поэтому мы воспитываем мужчин сильными и неэмоциональными, тогда как от женщины мы ожидаем большего проявления эмоций. Но, безусловно, я полагаю, что, так же как и я могу проявлять какие-то мужские черты, так и мой муж может иметь женские качества.

То есть это все сформировано обществом?

Да, возможно. Но также я считаю, что много лет назад в корпоративном мире было решено: глупо быть эмоциональным. И я думаю, что сейчас новое поколение, новые лидеры поняли, что эмоциональность позволяет достичь больших высот. Я уверена, что мы должны использовать нашу непохожесть. На уровне совета директоров обязательно должны быть и мужчины, и женщины. И сейчас новые лидеры подчеркивают важность умения меняться и адаптироваться. Согласно недавним опросам, посвященным образу нового лидера, проведенным университетами во Франции, основополагающие черты лидера сейчас меняются. На первое место выходят эмпатия и эмоциональность, умение быть более гибким, открытым для дискуссии, способным работать в команде.

Что вы можете сказать нашим гостьям напоследок?

Пожалуй, то, что я восхищаюсь женщинами в России, потому что они очень смелые, они стремятся успеть сделать абсолютно все. Желаю вам удачи на пути к совершенству!

Продолжился вечер беседой с Натальей Долиной, к.э.н., Business & Executive Coach, Президентом Российского представительства Международной Федерации Коучинга/ICF Russia, Генеральным директором «Европейского Центра Бизнес Коучинга». Имея 10-летний практический опыт работы руководителем, последние годы Наталия профессионально занимается подготовкой прогрессивных и высокоэффективных руководителей-лидеров, среди которых все чаще встречаются женщины. Как женщины раскрывают свой потенциал и приходят к успеху? Как им удается обрести жизненный баланс? В чем отличие женского стиля лидерства от мужского? Чего хотят женщины-руководители на самом деле?

Наталья Долина

Наталия, расскажите, что такое коучинг и в чем его ценность.

Самая главная ценность коучинга в том, что коуч – это не тот, кто говорит тебе, как тебе нужно сделать, он наделяет человека определенным отношением – в этом отношении есть вера, поддержка, любовь, если хотите, принятие, неосуждение, т.е. он создает то пространство, где человек начинает раскрываться. Один инструмент – это создание пространства взаимодействия, а второй инструмент – это вопросы. Вопросы идут к самому человеку. Задача – вопросами стимулировать его личное понимание своей собственной ситуации, расширить рамки видения, найти ответы на свои вопросы. Коуч – это зеркало, коуч – это «то, обо что можно подумать», коуч – это призма, лупа, через которую можно увидеть шире. И все это способствует движению вперед, к своим целям, задачам, раскрывает потенциал человека. Коучинг наделяет мотивацией, ответственностью, хорошим настроением, радостью и энергией движения к своим целям.

И женщины, и мужчины стремятся к раскрытию своего потенциала, к поставленным целям, к успеху. Есть ли разница между смыслами, которыми наделяют понятие успеха мужчины и женщины?

В последние два года моей практики так сложилось, что большее количество клиентов – это мужчины. Если говорить про успех, то в чем я вижу принципиальную разницу? Мужчина изначально хочет и ставит перед собой две задачи: быть реализованным и быть успешным. Успешным – это значит много заработать и достичь какой-то высокой планки, а реализованным – это приходит позже. У мужчин – а я работаю с ключевыми сотрудниками компаний – часто запрос заключается в том, что они чувствуют некий потолок. Все вроде бы хорошо, но не так эффективно, как было когда-то. И тогда задается вопрос: что в этом процессе поменять – темп, ритм, людей, себя, отношение? Чувствуется снижение собственной эффективности, потенциала. И для мужчины выход на новый виток – это выход в зону «а чего я хочу на самом деле, что я могу создать, что я хотел бы создать».

Это про работу…

Да, и часто на каком-то этапе мужчины задумываются о том, что они упустили что-то очень важное. Они оглядываются вокруг себя и понимают, что в их жизни есть еще одна половина – женщина, дом, дети. И важно осознавать, касаясь своего потолка в работе, что ни один успех в деловой жизни не компенсирует неудачу в личной, семейной жизни. И начинается сожаление о том, как много времени потрачено на работе, в бизнесе. Встает вопрос – как найти баланс, как выделить больше времени для семьи; как те редкие часы, которые мужчина бывает дома, наполнить большим смыслом, большим качеством. Поэтому успех для мужчины шире: если он находится в балансе работа-дом, когда он не разрывается, чувствует себя спокойно, что у него и дома все хорошо, и по работе все идет.

А для женщины?

Для женщины задача успеха немного сложнее, потому что основная женская функция – дом, дети – это от природы. Но также важна и работа. И если мужчинам позволительно быть успешными в работе – и немножко давать в семью, то женщинам нужно полностью держать дом, потому что это их зона, но при этом надо быть на работе. А почему нам надо быть на работе? Или дома? Если дом можно кому-то передать, то там тоже можно частично не быть… Это внутренний конфликт. Женщина, уходя на работу, очень часто чувствуют себя виноватой перед своим домом и своими детьми. Есть несколько секторов, между которыми нам нужно варьировать свое время, свою энергию, ответственность и чувства. Но почему мы идем на работу? – Хотим быть самостоятельными. Зачем нам быть самостоятельными? – Хотим реализоваться. А вот самостоятельность нам зачем? Это вопрос риторический. Для женщины в первую очередь важна самореализация. Причем, обратите внимание, мужчины приходят к вопросу самореализации чуть позже, уже побыв в состоянии «я хочу быть кем-то и заработать что-то», женщина изначально идет к чему-то от чувств. Это не 100% универсально, но как правило.

В чем особенности женского стиля управления?

Я думаю, ключевой момент – это женские компетенции. Почему с каждым годом растет количество женщин-руководителей, тем более в России? Потому что у женщин прекрасно развиты такие качества как гибкость, возможность услышать друг друга, возможность соединиться, эмоциональный интеллект. Сегодня человек и соединенность между людьми выходит на первый план. И получается, что женщина от природы имеет функции, больше подходящие для реализации многих проектов. Она более стрессоустойчивая, более гибкая, выносливая, ответственная, как мы сегодня уже выяснили, перфекционистка, а самое главное – легче адаптируется. Однако, говоря о бизнесе, надо не забывать, что женщина в ответе и за дом, и за детей. Поэтому делегирование ответственности в семье – это тоже очень важная вещь.

Насколько женщина на пути к покорению корпоративных вершин способна сохранить женственность и не превратиться в мужчину в юбке? Что, по вашим наблюдениям, происходит сейчас в компаниях?

А это вопрос ко всем нам. Насколько мы, деловые женщины, сохранили свою женственность? Каждая из вас может ответить себе на вопрос: насколько во мне больше мужчины или женщины?.. Это же целая премудрость – быть женщиной. В бизнесе мы научились больше доверять своей мужской части, поэтому «мышцы», мужские компетенции развиваются больше. Потому что мы находимся в мужской среде и работаем по мужским правилам. И нам приходится эти правила принимать. Спасибо нашим мужчинам, тем более русским, которые и двери перед нами открывают, и пальто подают. Поэтому женщине всегда нужно быть профессионалом, не забывая при этом оставаться женственной. Я думаю, в большинстве своем российские бизнес-леди умеют сохранять свою женственность.

А какой стратегии придерживаетесь вы?

Мне понравилась мысль г-жи де Сен Совер о том, что «нравится взрослеть». «Мои года – мое богатство», потому что приходит некая мудрость. Вначале мы берем эту жизнь своими знаниями, своими желаниями, а потом натыкаемся на определенные сложности, и понимаем, что не все работает так, как нам хочется. И, набивая шишки и собирая свой опыт, ты со временем «включаешь» мудрость. Я с годами поняла, что мои женские стратегии значительно интереснее, изобретательнее, гибче, надежнее и органичнее для меня, если я буду им доверять.

Женщины больше в контакте со своей интуицией?

По природе – да. То, что женщины ежедневно упражняются в мужских компетенциях, отрывает их от мира чувств и эмоций.

Тогда, успешнее не те женщины, которые развивают мужские компетенции, а те, которые смогли соединиться со своим природным «я»?

Я встречала женщин-руководителей, которые покрепче любого мужчины будут, и встречала женщин очень эмпатичных. Какие основные качества проявляет женщина в бизнесе? Мужчины, кстати, тоже сейчас их в себе развивают как ключевые компетенции. Это, в первую очередь, эмоциональный интеллект: умение слушать, умение чувствовать, умение принимать. Почему это важно? Потому что, когда я больше слышу, больше понимаю, я могу договориться с другим. И для женщин-руководителей это важно. Сейчас многие женщины-лидеры начинают, иногда заново, открывать в себе этот новый ресурс, который называется женские стратегии. Поэтому я всем советую: «Доверяйте женским тактикам и стратегиям, которые у нас есть от природы, доверяйте своей “внутренней женщине”».

Если бы мы прислушивались к своим ощущениям, тогда мир стал бы лучше?

Однозначно. Хотя мне, к сожалению, часто приходится слышать, что, если женщина действует как женщина, она чувствует себя как будто «под», как будто с ней не считаются. Это печально. Но если мы боремся за равенство полов, то мы его обязательно получим. Тогда не нужно обижаться.

Расскажите, пожалуйста, о своих стратегиях. Где они работают, где нет?

Как я уже сказала, женские стратегии – это когда мы используем свои природные компетенции. Умеем слушать и... наделять мужчин позицией чуточку выше. Мужчине важно выиграть. В бизнес я взяла стратегию – играй на равных, будь специалистом, будь профессионалом, делай все лучше, но финальную победу – отдай мужчине. Так происходит не всегда, но в большинстве случаев. Женщинам часто кажется, что, отдав победу мужчине, они проиграют. Но мужчины не любят, когда с них сбивают корону. От женщины, если она Женщина с большой буквы, не убудет – ее женская корона станет еще больше. А мужчина эту корону еще украсит бриллиантами. А раньше я действовала иначе, стратегически, «как положено»: моя работа, мой результат – моя корона. Но это корона мужская.

А как же признание собственного результата?

Там где есть очень большой акцент на результат и на правду, уходит фокус с процесса и гибкости. И мы теряем результат, чрезмерно доказывая свою правоту. И не так важно быть 100% правой, говорить «это мой результат». Самое главное, чтобы в компании был результат, и чтобы все остались счастливы. Вот это женская стратегия. А чем больше я, как женщина, включаю мужскую стратегию завоевания, нападения или защиты, тем более жесткой получается битва – и профессиональная, и личная.

А что-то чисто женское используете?

О, да! Но это, скорее, про женские «штучки». Это и легкое кокетство, и, наверное, что-то в нашей одежде. У каждой женщины есть изюминка.

Вы считаете, кокетство допустимо?

Иногда да, но не нужно перебарщивать, иначе это перестает восприниматься как бизнес-поведение.

А что недопустимо со стороны женщины?

Открытое женское соблазнение. Мужчины не знают, как на это реагировать. Этого точно нельзя делать. И я всегда за корректность в одежде. Декольте недопустимо. Некая закрытость – это уважение к себе, уважение к офису, уважение к мужчинам. Но в этом плане русские женщины одеты очень хорошо, и я всегда этим восхищаюсь.

Будет ли, на ваш взгляд, большее количество женщин на уровне топ-менеджмента способствовать успеху компании?

Будет. Если женщина будет больше женщиной, чем мужчиной. А мужчинам позволят проявить больше женских компетенций. Обязательно должен быть женско-мужской баланс. Бесполезна роль женщины, если она – мужчина в юбке.

Я сталкиваюсь с запросами от компаний на коучинг для женщин на руководящих позициях. Компании хотят, чтобы у этих талантливых, амбициозных, целеустремленных женщин стало больше… тепла. Это сразу другие коммуникации. И очень много изменений происходит только потому, что женщина «включает» женщину. И если женщина профессионал, это сразу дает выход на новый уровень.

Актуальный для всех вопрос – про время. В своей книге г-жа де Сен Совер пишет, что «женщины-руководители, как правило, уделяют большое внимание самоконтролю, стремятся наилучшим образом управлять своим временем и работой». Согласно уже упомянутому исследованию компании Neilsen, 69% респонденток в России отмечают, что основным фактором стресса является нехватка времени. Как вы справляетесь со временем?

Для меня время – это не тайм-менеджмент, это более глубинная тема. Если мы что-то не успеваем, замедляемся, на это есть свои причины. Вспомните моменты, когда вы бежите пулей – и успеваете все, в 10 раз больше, чем планировали. Что-то есть на уровне ощущений, что делает вас быстрой, решительной, уверенной, смелой. Т.е. нашу эффективность определяют наши ощущения. И в то же время бывает, что у тебя целый день, два дела – и ты не успела. Потому что какое-то другое ощущение. Я управляю временем посредством своих ощущений. И мне кажется, самое главное – это брать те вещи, которые на самом деле важны – это вопрос приоритетности – и те, которые на самом деле хочешь, и опять же – опираться на ощущения. А распределять их в зависимости от своих внутренних и внешних потребностей.

Наш любимый вопрос всем гостям – в чем ваш секрет успеха?

Понимание успеха очень индивидуально. И в своих семинарах я всегда задаю вопрос: «что есть успех для Вас?» Важно собрать свои грани успеха. Для себя понятие успеха я сложила: для меня успех – это делать то, чего я действительно хочу, то, от чего я получаю удовольствие, удовлетворение, то, что меня вдохновляет, то, от чего я получаю энергию – все это безумная роскошь. Нужно позволить себе отпустить страхи за завтрашний день, не держаться ни за кого и ни за что. Порой это бывает нерационально, когда умом ты понимаешь, что так лучше, а сердцем тебя тянет в совсем другое место. Надо не бояться, и смело туда заходить и верить, что если ты делаешь то, что хочешь, ты обязательно в этом реализуешься и будешь успешен – вот это для меня великая вещь.

Для меня важный момент успеха – получать не признание, а получать конструктивную обратную связь от уважаемых людей и честных критиков. Мне интересно быть с сильными, реализованными, успешными людьми, и я ожидаю от них критического подхода, я готова, и мне интересно это.

Еще очень важно научиться переживать, спокойно относиться и принимать то, что не пошло по твоему плану. Это могут быть отношения, предательство важных для тебя людей, когда вообще все рушится… Нужно научиться принимать это как результат своей деятельности, взять за это ответственность, а взяв ее и правильно оценив, – выбирать, что делать. Научиться так жить – для меня это момент успеха. И в завершение, наверное, – получать удовольствие от того, что ты делаешь и видеть жизнь не только как цели, а как сам путь, как саму дорогу – это и есть жизнь.

ACCA CFO Women Club

Сложно дать однозначный ответ на вопрос: «каким бы был мир, если бы у женщин было больше власти?» Наверное, он, в первую очередь, был бы более гуманным. Но в чем, безусловно, сходятся эксперты, это в том, что в сегодняшнем корпоративном мире не хватает женских компетенций: эмпатии, гибкости, умения слушать, чувствовать и принимать. Бизнес, в котором соблюдается женско-мужской баланс, в любом случае будет более успешным. Главное – это сотрудничество на равных, взаимоуважение и способность учиться друг у друга. И тогда путь к совершенству будет легким.

Наталья Миткевич


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии