CFO-прогноз: Алексей Герасименко, исполнительный директор мебельной фабрики «Мария» «Занимайте везде, где можно»

CFO-прогноз: Алексей Герасименко, исполнительный  директор мебельной фабрики «Мария» «Занимайте везде, где можно» 23.12.2014

Алексей Герасименко, исполнительный директор мебельной фабрики «Мария» поделился с CFO-Russia планами и прогнозами на следующий год.

Поделитесь, пожалуйста. планами вашей компании на 2015 год

В условиях кризиса и колоссальной неопределенности ситуации план на квартал вперед можно считать долгосрочным. Год – уже вечность. У нас в компании есть несколько сценариев работы на 2015 год, которые построены на различных прогнозах развития событий. Будем работать по тем сценариям, которые будут наиболее приближены к реально развивающейся ситуации. Общее направление – в кризис мы хотим не просто выжить, но отвоевать позиции у более слабых конкурентов. При этом глобально менеджерам поставлена задача как минимум сохранить все операционные затраты кроме переменных (например, административные расходы) на уровне 2014 года в абсолютных цифрах, то есть с учетом инфляции снизить управленческие издержки и повысить эффективно работы как минимум на 10-20%. Повышение нашей эффективности мы будем передавать нашим клиентам в виде минимального повышения цен.

Каковы Ваши прогнозы по ситуации в стране в целом?

Текущая ситуация сильно напоминает 1998 год. Низкие цены на нефть, мгновенная огромная девальвация национальной валюты. Все мы практически в один миг в долларах и евро стали зарабатывать в два раза меньше, чем еще несколько месяцев назад. Это не может не отразиться на уровне жизни всех жителей России. Номинальные доходы людей, скорее всего, будут расти незначительно. Если раньше вы получали 100 рублей, то к концу 2015 года, вероятнее всего, будете получать примерно столько же. Индексаций зарплат, скорее всего, не будет.

Соответственно, все мы станем жить хуже на уровень инфляции. Инфляция при этом будет существенной, но ниже уровня девальвации.

Приведу простой числовой пример. Предположим, что вы розничный продавец. Покупаете товар за валюту за границей, продаете в магазине. Насколько вырастет ваша цена? Предположим, что раньше ваша цена была 100 рублей. Закупали за 70. Ваша валовая маржа была 30 рублей. Сейчас курс вырос в 2 раза. Ваша закупочная цена стала 140 рублей. Чтобы получить маржу в те же 30 рублей вам надо повысить цену не в два раза параллельно с изменением курса, а только на 70%, то есть на величину валютной составляющей в затратах. Это если вы сумеете сохранить на неизменном уровне свои рублевые издержки. Поскольку средняя валютная составляющая по разным товарам в конечной цене составляет где-то 30-40%, если доллар стабилизируется на отметке 60 рублей за доллар, то инфляция в 2015 году составит (60/40-1)*40%=20%.

Если номинальные доходы населения расти не будут, то что произойдет со спросом? Это зависит от уровня ваших доходов. Небольшая часть населения, текущие траты которых составляли менее 50% от уровня доходов, практически не изменят уровень потребления. Раньше они жили на 50% своих доходов, станут жить на 60%. Но таких людей немного. Основная масса в той или иной степени снизят свое потребление. Мы будем меньше ездить в отпуск за границу, мы будем покупать меньше товаров не первой необходимости, мы будем меньше денег тратить на развлечения. В товарах первой необходимости мы будем переходить на более дешевые бренды. Нельзя не учитывать и факт роста безработицы. Чтобы обслужить уменьшающиеся потребности в кредитах, туризме, ресторанах и прочих услугах, нужно будет меньше людей. Оставшиеся без работы люди, естественно, до минимума сократят свое потребление.

Таким образом, реальный спрос в стране снизится на 10-15%. В товарах и услугах не первой необходимости снижение будет более существенным 25-30%.

Что произойдет с отечественным производителем? Не надо думать, что у нас резко вырастет уровень промышленного производства, и мы станем делать больше отечественных товаров. Загрузка мощностей отечественных предприятий сейчас близка к максимальной, так что в краткосрочной перспективе ничего не поменяется. Отечественный производитель просто повысит цены до уровня импортного паритета. Инвестировать будут мало из-за нестабильной ситуации и непонятных перспектив.

В среднесрочной перспективе рост будет, если только банки сделают более доступными и дешевыми кредитные ресурсы. Так случилось в начале 2000-х. Но это точно не 2015 год.

В 2015 году отечественные производители товаров первой необходимости будут «сидеть на деньгах». Остальные будут стараться выжить в условиях сокращающегося и смещающегося в нижнюю ценовую категорию спроса.

Ваш совет финансовым директорам по выбору стратегии на 2015 год

В первой половине года однозначно надо быть консервативным. Консервируйте кэш, контролируйте затраты, переживайте трудные времена. Падение спроса, и, соответственно, денежных потоков будет максимальным в первой половине года. Ваша задача – не завалить компанию. Труднее всего будет тем финансовым директорам, у которых на первую половину года приходятся большие перекредитации.

Банки станут существенно более осторожными в новых выдачах, поэтому по кэшу рассчитывайте на худший сценарий – денег не дадут. Соответственно, режьте все инвестиции, удлиняйте периоды платежей поставщикам, копите и реструктурируйте долги перед контрагентами. В общем, занимайте везде, где можно.

Придется брать кредиты на существенно худших условиях, чем несколько месяцев назад, но это вынужденная необходимость. Поскольку цена денег будет существенно более высокой, зарубайте все инвестиционные проекты со сроком окупаемости больше года. Подождут до лучших времен. С точки зрения валютных курсов старайтесь синхронизировать свои валютные затраты по закупкам с клиентскими покупками.

Продав клиенту что-то, имеющее существенный валютный компонент, постарайтесь это сразу купить у поставщика, зафиксировав рублевую цену или хотя бы сразу купите валюту, чтобы не просадить маржу из-за накапливающихся курсовых разниц.


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии