• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Ослабление рубля принесло Минфину почти 0,5 трлн рублей

14.04.2014

Федеральный бюджет за I квартал исполнен с профицитом в 110,1 млрд руб., или 0,7% ВВП, сообщил Минфин: получено 3,5 трлн руб., потрачено 3,4 трлн. Годом ранее бюджет за январь — март был дефицитным (0,4% ВВП).

Расходы и доходы распределились практически равномерно: за квартал потрачено 24,4% от плана на год, получено 25,9% доходов. Расходы в целом возросли в сравнении с I кварталом 2013 г. на 5,2%, а доходы — на целых 13,5%. Столь стремительный рост обеспечен во многом ослаблением курса рубля, увеличившим нефтегазовые доходы в рублевом выражении на 21,5% (ненефтегазовые возросли на 6%).

Но профицит бюджета обеспечен не увеличением доходов из-за ослабления курса. В январе в федеральный бюджет были зачислены средства, не потраченные в прошлом, — 176 млрд руб., указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы (ЭЭГ). Расходы за январь, в свою очередь, после уточнений оказались почти на 100 млрд руб. меньше прежней оценки Минфина. С учетом этих двух факторов и получился квартальный профицит, резюмирует Суслина. В ином случае бюджет был бы исполнен с дефицитом. «Возврат средств — это разовые поступления, не отражающие реальной экономической ситуации», — указывает Суслина.

Кроме того, временным резервом Минфина по источникам финансирования дефицита стали средства госкомпаний, автономных и бюджетных учреждений (более 300 млрд руб. по итогам квартала) и курсовая переоценка резервов, составившая 491 млрд руб. Нацфонды благодаря девальвации выросли в рублевом выражении на 484 млрд руб.

По расчетам ЭЭГ, при среднегодовом курсе в 36,4 руб./$ дополнительные доходы бюджета составят 950 млрд руб. Схожую цифру — около 1 трлн руб. — называл замминистра экономического развития Андрей Клепач, из них порядка 300 млрд понадобится на замещение недобора ненефтегазовых доходов, которых будет меньше из-за стагнации экономики (см. врез). По расчетам Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), эффект скромнее: 206 млрд руб. на каждый 1 руб. ослабления национальной валюты, или 721 млрд при среднегодовом курсе в 36,5 руб./$.

Однако влияние ослабления рубля на бюджет неоднозначно, подчеркивает Суслина: оно надувает доходы, но обесценивает расходы. По расчетам ЭЭГ, удорожание доллара на 1 руб. приносит бюджету дополнительные 316 млрд руб.: увеличиваются в рублевом выражении нефтегазовые доходы и — за счет повышения номинального ВВП, инфляции, прибыли в рублевом выражении — ненефтегазовые. В то же время ослабление рубля ускоряет инфляцию (на 0,6 п. п. за каждый 1 руб. удорожания доллара), а она сокращает допдоходы почти вдвое — до 170 млрд руб. Кроме того, инфляция, вызванная ослаблением курса, способствует снижению и без того низкой инвестиционной активности, говорит Суслина: т. е. в краткосрочном периоде реальный выигрыш бюджета от девальвации вдвое меньше, а в долгосрочном он проигрывает.

Проигрыш от снижения рубля может быть вдвое больше, чем выигрыш, посчитал Алексей Девятов из ФК «Уралсиб». Доходы увеличатся на 0,3% ВВП, но из-за стагнации экономики бюджет недополучит 0,5-0,6% ВВП: дополнительный риск для бюджета создает политическая ситуация, отмечает Девятов. За январь — март бюджет потратил на оборону более 1 трлн руб. — на 37% больше, чем годом ранее. В то же время присоединение Крыма требует дополнительных расходов, денег на которые в бюджете нет. Средства нужны и на поддержку предприятий, положение которых ухудшается, считает Минэкономразвития. Оно предлагает смягчить бюджетное правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов, эту позицию поддерживает курирующий финансово-экономический блок первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Потребности не ограничиваются Крымом, в регионах огромный дефицит — 1% ВВП, или около 700 млрд руб. в 2014 г., добавляет Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ: регионам потребуется помощь. Ослабление рубля — абсолютный плюс для бюджета, но положительного эффекта для экономики ждать не стоит, считает она. Импортозамещение маловероятно: худшие по качеству отечественные товары покупать не станут, а чтобы начать производить качественные, требуется технологическое обновление — импорт оборудования, который станет дороже.

Если бюджетное правило удастся отстоять, то по итогам года дефицит бюджета уложится в запланированные законом рамки (0,5% ВВП), полагает Суслина. Или он будет сведен с профицитом, считает Акиндинова. А если правило будет скорректировано, то спрогнозировать размер дефицита затруднительно: расходы бюджета во второй половине года могут резко возрасти, тогда как доходы увеличиваются преимущественно за счет ослабления курса и инфляции.

Vedomosti.ru


Комментарии

Защита от автоматических сообщений