ACCA и IMA: обзор восстановления мировой экономики за последние 5 лет

ACCA и IMA: обзор восстановления мировой экономики за последние 5 лет 04.09.2014

В обзоре результатов опросов о состоянии экономики, проведенных среди финансовых специалистов за последние 5 лет, утверждается, что, несмотря на постепенное восстановление экономики различных стран после мирового экономического кризиса, по-прежнему существуют угрозы для долгосрочной экономической стабильности.

Кроме того, возможно, восстановление ограничено всего лишь несколькими «островками финансовой стабильности», предупреждает автор доклада Манос Скизас, старший экономический аналитик ACCA (The Association of Chartered Certified Accountants).

Это один из тревожных выводов, сделанных на основе обзора результатов проводимого ACCA и IMA (Institute of Management Accountants) опроса о состоянии мировой экономики за последние 5 лет – крупнейшего в мире экономического опроса среди профессиональных бухгалтеров и финансовых специалистов.

ACCA и IMA утверждают, что в настоящее время финансовый кризис и мировая рецессия «распались» на множество нерешенных проблем, в числе которых убытки на балансах банков и правительств, нетрадиционная экономическая политика, политические расколы и геополитическая напряженность. Хотя все большее число опрошенных подтверждает, что экономика восстанавливается, пять лет спустя эти проблемы, по большому счету, все еще существуют.

В частности, в докладе подчеркивается, что с середины 2012 года темпы роста предпринимательской активности в финансовом секторе были значительно выше, чем среди малых и средних предприятий и крупных корпораций в различных странах мира. Признавая благоприятное влияние более устойчивых банков на инвестиции предприятий, авторы докладов в то же время предупреждают о растущем уровне несбалансированности, чему способствуют в первую очередь действия центральных банков.

Манос Скизас подчеркнул: «Восстановление, ограниченное финансовым сектором, неустойчиво, и разработчикам политики пора начать задавать неудобные вопросы о том, что же на самом деле лежит в основе этого процесса в плане потребительских расходов, инвестиций предприятий и долговой нагрузки».

ACCA и IMA также призвали разработчиков политики оценить влияние нетрадиционной кредитно-денежной политики, проводимой странами ОЭСР, в том числе непредвиденные побочные воздействия на развивающиеся рынки.

«Из-за того, что проводится политика, на которую развивающиеся рынки в странах Азии и Африки не могут повлиять, им приходится бороться с потоками «горячих денег», которые оказывают негативное влияние на экономику этих стран. Кроме того, у них значительно меньше организационно-правовых возможностей и ресурсов для устранения негативных последствий данного явления, чем у тех стран, чьи действия привели к возникновению этих потоков», – отметил Рэйф Лоусон, Ph.D., CMA, CPA, вице-президент IMA по исследованиям и политике.

В докладе, составленном на основе данных, полученных из 40 000 ответов на протяжении 5 лет, также рассматривается вопрос о том, действительно ли инфляция на мировом уровне прекратилась, и отмечается, что в странах Африки и Ближнего Востока темпы инфляции, по сути, так и не снизились, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе в конце 2012 года возобновился рост цен на факторы производства. Даже в континентальном Китае, который во многом обеспечил снижение темпов инфляции в мире, начиная с середины 2013 года цены снова стали расти.

На протяжении последних 4 лет две крупнейших мировых экономики – ЕС и Китай – были источниками значительной неопределенности, но в своем обзоре ACCA и IMA выражают сдержанный оптимизм.

В докладе отмечается, что в ЕС, несмотря на рост государственного долга, негативные финансовые последствия удалось локализовать, началось создание организационных структур, отсутствовавших в еврозоне, а банковский сектор идет на поправку. Китаю, несмотря на неоднократные мрачные прогнозы, пока что удается справляться с замедлением темпов роста. Тем не менее, в Китае наблюдается снижение темпов экономического развития и переход от экономики, стимулируемой инвестициями, к экономике, основанной на потреблении, что в долгосрочной перспективе создаст значительные сложности как для китайских политиков, так и для стран, чей экономический рост зависит от экспорта сырьевых товаров или спроса на потребительские товары в Китае.

В ходе анализа восстановления экономики было выяснено, что предприятия в различных странах мира не один год воздерживаются от инвестиций, в которых уже давно существует высокая потребность; в свою очередь, учреждения государственного сектора, затронутые мерами жесткой экономии, тоже зачастую отказываются от государственных инвестиций, чтобы поддержать необходимый уровень государственного потребления. В результате произошло значительное снижение производительности, и на то, чтобы его остановить и добиться возобновления роста, уйдет много лет. Тем не менее, ACCA и IMA полагают, что в 2013 году уже началось восстановление инвестирования, которое в ближайшие годы станет важнейшей тенденцией в экономике и еще много лет будет определять развитие различных отраслей. В большинстве регионов наблюдается стабильное восстановление доступа к финансовым ресурсам, все больше предприятий стремятся получить доступ к капиталу для расширения бизнеса, и основным препятствием для финансирования предприятий являются в первую очередь структурные, а не циклические факторы.

Манос Скизас отметил: «Финансовые специалисты во всем мире играют ключевую роль в деятельности предприятий, и восстановление экономики происходит у них на глазах. На протяжении последних пяти лет они предоставляли нам точные и своевременные ориентиры относительно направления ее развития.

Наш обзор за 5 лет показал, что для обеспечения устойчивого восстановления экономики разработчикам политики и руководителям предприятий в различных странах мира необходимо решить множество проблем. К счастью, как коммерческие предприятия, так и государственный сектор по-прежнему могут рассчитывать на то, что финансовые специалисты помогут им в решении этих проблем».

Полную версию отчета можно найти тут.


Период восстановления:

Кризис

Успех политики

Резкий рост и ослабление роста

Область

Объясняющая переменная в анализе

Влияние

Степень влияния

Стандартная величина эффекта

Влияние

Степень влияния

Стандартная величина эффекта

Влияние

Степень влияния

Стандартная величина эффекта

Факторы, относящиеся к государственной политике

Прогнозируемая среднесрочная динамика государственных расходов

Негативное

.039

Негативное

*

2.857

Негативное

.087

Прогнозируемый перерасход средств правительством в среднесрочной перспективе

Позитивное

.001

Позитивное

***

10.413

Позитивное

***

8.526

Увеличение объема поддержки инвестиций правительством

Негативное

***

9.026

Негативное

**

4.650

Негативное

***

11.489

Организация в государственном секторе экономики

Негативное

***

32.440

Негативное

***

12.649

Позитивное

.013

Проблемы, стоящие перед предпринимате-лями

Затрудненный доступ к капиталу

Негативное

***

59.654

Негативное

***

26.652

Негативное

***

25.291

Снижение выручки

Негативное

***

35.609

Негативное

***

25.266

Негативное

***

20.888

Волатильность валютного курса

Негативное

***

24.876

Негативное

***

17.735

Негативное

.071

Просрочка оплаты

Негативное

*

3.229

Негативное

1.006

Негативное

***

12.315

Прекращение деятельности поставщиками

Негативное

***

40.397

Негативное

***

16.700

Негативное

***

11.056

Прекращение деятельности покупателем

Негативное

**

4.221

Негативное

1.738

Негативное

***

9.436

Уменьшение количества заказов

Негативное

***

41.782

Негативное

***

10.601

Негативное

***

22.389

Возможности для развития бизнеса

Развитие бизнеса посредством внедрения инноваций

.375

Позитивное

**

5.911

Позитивное

1.906

Возможности на нишевых рынках

Негативное

1.727

Негативное

**

5.178

Негативное

2.351

Возможности на новых рынках

Позитивное

**

4.331

Позитивное

***

15.578

Позитивное

***

11.650

Возможности сокращения издержек

Негативное

***

63.487

Негативное

***

56.291

Негативное

***

43.265

Развитие бизнеса посредством инвестирования в улучшение качества продукции

Позитивное

***

8.643

Позитивное

2.627

Позитивное

***

19.756

Возможности увеличить количество заказов

Позитивное

***

35.292

Позитивное

***

11.451

Позитивное

***

17.756

Инвестиционная среда

Уменьшение доступности капитала для развития бизнеса

Негативное

***

21.594

Негативное

***

33.331

Негативное

***

34.135

Увеличение доступности капитала для развития бизнеса

Позитивное

.087

Негативное

.538

Позитивное

**

5.152

Меньше возможностей для инвестирования

Негативное

***

28.242

Негативное

***

22.377

Негативное

**

6.262

Больше возможностей для инвестирования

Позитивное

1.269

Негативное

.545

Позитивное

***

17.310

Макроэкономи-ческий прогноз

Ситуация ухудшится

Негативное

*

2.769

Негативное

**

6.291

Позитивное

.208

Ситуация улучшится

.021

Негативное

.044

Позитивное

.610

Кризис, который сохранится в дальнейшем

Негативное

**

5.758

Негативное

2.277

Негативное

.456

Кризис; в дальнейшем ситуация улучшится

Негативное

*

3.188

Негативное

**

6.122

Негативное

.313

Индекс доверия в деловых кругах

Намного меньше уверенности

Негативное

***

13.095

Негативное

***

13.142

Негативное

2.633

Меньше уверенности

Негативное

***

7.433

Негативное

***

12.982

Негативное

1.959

Такой же уровень уверенности

Негативное

**

4.363

Негативное

***

8.527

Негативное

1.210

Больше уверенности

Негативное

**

5.412

Негативное

**

5.468

Негативное

2.044



Примечания: Выборка включает в себя все ответы, полученные от членов ACCA в период с первого квартала 2011 г. по первый квартал 2014 г. Коэффициенты были получены методом порядковой регрессии. Зависимой переменной (капиталовложения) был присвоен следующий код: -1: абсолютное сокращение капиталовложений; 0: величина капиталовложений не изменилась; 1: абсолютное увеличение капиталовложений. В ходе анализа учитывался регион и сектор, в котором осуществляется деятельность, масштаб бизнеса, масштаб международной деятельности, макроэкономический прогноз, уровень уверенности в деловых кругах, проблемы, стоящие перед предпринимателями, возможности для развития бизнеса, инвестиционная среда, оценки политики правительства, а также прогноз государственных расходов. Приведены не все коэффициенты *** p<0,01; ** p<0,05; * p<0,1.


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии