Пользователей финансовых услуг легче найти в Интернете

12.07.2008

В апреле 2008 года Национальное агентство финансовых исследований в партнерстве с компанией OMI (Online Market Intelligence) провело сравнительное исследование пользователей финансовых услуг в оффлайн и онлайн режимах. Одни и те же вопросы относительно планирования личного бюджета и использования различных финансовых услуг были заданы респондентам в ходе личных интервью по всероссийской выборке (1600 человек) и пользователям сети Интернет в онлайн-панели компании (1745 человек).

Сравнивая социально-демографические характеристики респондентов из двух выборок, можно сделать вывод, что в выборку онлайн-опроса попали, в первую очередь, экономически активные россияне с более высоким уровнем образования и доходом выше среднего. Доля таких людей среди Интернет-пользователей значительно выше, чем в среднем по России. В выборку онлайн-панели чаще входят более молодые (78% опрошенных — в возрасте 16–34 лет), высокообразованные (72% респондентов имеют высшее или неоконченное высшее образование) и высокодоходные респонденты (56% опрошенных имеют доход более 10000 рублей на члена семьи в месяц). Для сравнения, во всероссийской выборке респонденты до 34 лет составляют 33%, с высшим и неоконченным высшим образованием — 23%, а с доходом более 10000 рублей на члена семьи в месяц — 23%. Высокая наполненность экономически активной группы населения в онлайн опросе позволяет проводить более детальный анализ финансового поведения целевой аудитории потенциальных и реальных пользователей финансовых услуг.

Респонденты из онлайн панели демонстрируют более высокий уровень финансовой активности. Опрошенные чаще сообщают, что пользуются финансовыми услугами, в том числе доля пользователей малораспространенными услугами в онлайн панели выше, чем во всероссийской выборке. Причем, Интернет-панель позволяет без особого труда выделить малодоступные в оффлайновом опросе группы потребителей, например, пользователей ипотеки или инвестиционных услуг.

При анализе ответов респондентов на вопрос о пользовании финансовыми услугами, была выявлена большая финансовая активность Интернет-аудитории. При опросах по всероссийской выборке почти половина (48%) опрошенных заявляют, что не пользуются финансовыми услугами. Среди опрошенных с помощью онлайн панели финансовыми услугами не пользуются только 8% (См. рис. 1).

При этом по всем указанным видам услуг среди респондентов Интернет-панели наблюдаются более высокие показатели пользования. В частности, по всероссийской выборке пользователями ипотечного кредита являются не более 2% населения, а в Интернет-опросе 5% опрошенных пользуются ипотечным кредитом.

Среди опрошенных с помощью онлайн панели финансовыми услугами не пользуются только 8%  

На основе сравнения результатов двух опросов отмечено, что россияне живут сегодняшним днем и не уверены в своих доходах даже в самом недалеком будущем. В результате сравнения полученных по двум опросам ответов выяснилось, что пользователи Интернета в целом более уверены в уровне своего дохода. Например, в уровне своего дохода через месяц уверены 67% россиян, опрошенных по всероссийской выборке, и 86% опрошенных пользователей Интернета. Говоря о долгосрочной перспективе планирования доходов, в своем доходе через десять лет уверены только 3% россиян, опрошенных по всероссийской выборке, и 10% участников онлайн-панели (См. рис. 2).

  В своем доходе через десять лет уверены только 3% россиян

Выявлена положительная зависимость между материальным положением респондента и горизонтом планирования доходов. Для населения с более высоким уровнем образования характерно значительное расширение горизонта планирования доходов.

Далее респондентам каждого из опросов предлагалось рассказать, на какой срок они планируют свои расходы. Интересно, что по данному вопросу ответы оффлайн- и онлайн-респондентов практически совпали. Даже несмотря на уверенность в своих доходах на более длительную перспективу, для большинства респондентов планирование расходов в обеих выборках не превышает полугода. Примерно две трети опрошенных в двух выборках сообщили, что планируют свой бюджет только на месяц вперед. Еще четверть — на полгода вперед. А на 10 лет вперед свои расходы планируют менее 1% опрошенных в каждой из выборок (См. рис. 3).

на 10 лет вперед свои расходы планируют менее 1% опрошенных

На основе сравнения распределения ответов опрошенных двумя методами можно еще раз отметить, что опрошенные пользователи сети Интернет характеризуются более высоким уровнем финансовой активности и пользования финансовыми услугами. Использование онлайн-панели целесообразно, когда нашей целевой аудиторией являются реальные или потенциальные пользователи тех или иных финансовых услуг и исследователя интересует не столько описательная статистика (доли реальных и потенциальных пользователей на рынке, знание услуг и брендов, источники информирования, профили пользователей и т. п.), сколько выявление экономических и социально-демографических факторов, влияющих на поведение на рынке финансовых услуг. Преимуществом в таком случае становятся скорость, цена и возможность количественных исследований труднодоступных для оффлайновых методов пользователей таких услуг, как ипотека и инвестиции.

Использованы материалы www.sostav.ru


Александр Московкин

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии