11.08.2010

Как кризис повлиял на отношение к дипломам MBA менеджеров и работодателей? По-прежнему ли высока популярность программам MBA? Перед началом нового учебного сезона мы публикуем результаты опроса, проведенного среди специалистов и выпускников.

Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям, ИМИСП (Санкт-Петербург).

В данный момент мы проводим 7 программ MBA, 4 из них корпоративные, 3 открытые. Если брать в целом все семь, то в 2009-2010 году количество слушателей не просто не уменьшилось, но даже увеличилось. Однако это произошло исключительно за счет корпоративных программ. Данный сегмент рынка чувствует себя очень хорошо. В то же время спрос на открытые программы все-таки упал, как и в целом по рынку – примерно на 20-30%.

Что касается состава аудитории, то в 2009 году, по моим ощущениям, имело место некоторое «выпадение» среднего звена. Раньше это была наша типичная целевая аудитория программ MBA – middle-менеджер, 30-32 года, целеустремленный, энергичный и т.д. Таких людей стало меньше, их заменили или более молодые менеджеры с несущественным опытом работы, либо более возрастные руководители. В этом нет ничего плохого, однако именно среднее возрастное звено с точки зрения логики развития карьеры и соответствующей мотивации является приоритетной аудиторией для программ MBA. Но времена меняются, привлекательность бренда MBA на открытом рынке, очевидно, снизилась.

Мы не делаем каких-то резких глобальных шагов по привлечению этой аудитории обратно, не пытаемся любой ценой набрать людей на открытые программы. Вообще, бесполезно как-то менять рынок в этом случае, ведь здесь действуют макроэкономические факторы. Рынок расставит все по своим местам. В данный момент популярность перемещается в сторону корпоративных программ, и мы будем более активно работать в этом направлении в ближайшие годы.

В заключение могу также отметить, что за последний год в сегменте открытых программ мы видим рост интереса к более коротким и глубоким 3-месячным программам с встроенным консалтингом. Это более индивидуализированное обучение, люди еще более нацелены на решение текущих проблем своих компаний, и мы им в этом помогаем.

Татьяна Ярославская, заместитель директора по логистике, «ТАРКЕТТ РУС», выпускница программы МВА, 2010

«Для программ MBA очень важен тщательный отбор членов групп и преподавательского состава – чем интереснее люди вокруг, тем больший стимул для внутреннего развития получает каждый участник процесса.

В конечном итоге, каждый на «выходе» получит что-то свое – именно то, из-за чего и было принято решение об обучении.

MBA – отнюдь не пилюля для увеличения дохода или карьерного роста, как воспринимают многие – принял и готово. Это лишь инструмент, и как им воспользоваться – каждый решает сам».

Александр Богза, заместитель генерального директора «ЕВРОБЕТОН», выпускник программы МВА – Корпоративное управление и корпоративные финансы, 2007

«Я – один из десятков тысяч менеджеров, которые стремятся достичь успеха. Для некоторых – это власть, для кого-то – это деньги и слава. Кто-то мечтает о признании гуру в свой отрасли. Многие просто хотят обеспечить стабильное будущее для себя и своей семьи. И все мы выбираем свой путь к достижению этой цели. Я поделюсь своей историей. Возможно, она поможет сократить свою дорогу к успеху или покажет другое направление.

Уже в университете, постигая мировую экономику, я понял, что необходимо четко разделять моменты, когда нужно достигать результата «здесь и сейчас», а когда отдача от твоих действий будет не скоро.

Поэтому я сделал выбор в пользу компании с большим именем и уникальным опытом работы на рынке, но за невысокую зарплату. Я стал сотрудником компании «Coca-Cola». Задачей нашей группы было проведение массовой дегустации продукции компании. Необходимо было познакомить потенциальных потребителей с этим «чудо-напитком». Это было в начале 90-х. «Буржуйский напиток», «черная газировка», чего тогда только не говорили. Мне помогали умение находить общий язык с разными людьми и способность предотвращать конфликты.

Затем я окончил университет и переехал в Москву. За это время я сменил отрасль и стал работать на молочном рынке – «Вкуснотеево», позже «Вимм-Билль-Данн». Мне повезло, я работал и в маркетинге, и в продажах. Уникальный опыт – когда видишь обе стороны медали. Ведь как много говорят о противостоянии маркетинга и продаж. Мои наблюдения так поразили меня, что в тот момент я начал публиковать свои мысли в различных журналах, интернет-форумах. Считаю, что не стоит бояться делиться своим опытом, напротив, только открытость позволит получить новые знаний, познакомиться с новыми интересными людьми.

Этот принцип я экстраполировал и на свой коллектив. Ведь когда руководитель «понятен» команде – это значительно улучшает атмосферу в коллективе и повышает эффективность работы всех и каждого. Мое подразделение признавалось лучшим в компании «Вимм-Билль-Данн» на протяжении нескольких лет. Объемы продаж увеличивались в разы при стабильном уровне дебиторской задолженности. Доля рынка, которую занимала компания, стабильно росла.

В своей работе я постоянно делал ставку на нестандартные, высокоэффективные решения. А разработать и реализовать их могла только команда профессионалов. Поэтому я определил для себя ряд критериев, по которым отбирал для себя сотрудников. Я не боялся брать сильных, хотя это и накладывало на меня определенные обязательства, я вынужден был постоянно быть на волне. Я просто должен был получать новые и новые знания и хоть как-то систематизировать уже существующие. Курсы, тренинги, семинары, все это было. Но нужно было что-то одновременно фундаментальное и инновационное. То, что поможет сразу положить конец всем метаниям и блужданиям.

Мне порекомендовали MBA. Учеба три дня в неделю, после работы. Два года. Минимум свободного времени. Страшно подумать!

Я выбрал программу МВА со специализацией «Корпоративное управление и корпоративные финансы». Маркетинг и продажи, финансы, HR и менеджмент – все знания были систематизированы и разложены по полочкам. Более того, со времени моего окончания университета прошло несколько лет, и за это время появилось много новых по-настоящему интересных и эффективных методик. А сочетание работы и учебы позволило мне сразу опробовать все полученные на занятиях знания. И эффект не заставили себя ждать: я возглавил центральную дирекцию компании «Вимм-Билль-Данн», куда также входило экспортное направление.

За время учебы я познакомился с замечательными людьми – профессионалами своего дела. Благодаря свободной и открытой атмосфере, которая царит на программе, мы могли общаться, делиться своими знаниями.

Как много добрых советов я получил в тот момент, сколько кейсов из реальной жизни мы обсудили на занятиях!

По окончанию программы МВА мне предложили очень амбициозный проект – необходимо было вывести производственное предприятие из неуправляемого банкротства. Для меня это был подлинный вызов!

Ответственность (до банкротства на фабрике работало более 3 000 человек), особенности рынка (предприятие работает на обувном рынке, который известен своей жесткой конкуренцией), ожидания местных властей (предприятие находится в городе Кузнецке Пензенской области и является одним из градообразующих) – все это заставило меня мобилизовать все свои силы для восстановления предприятия.

Я часто вспоминал советы преподавателей. Все раздаточные материалы, полученные мной на программе МВА, были прочитаны вновь – и неоднократно. Был разработан бизнес-план реанимации фабрики. Проведена полная реструктуризация, изменения затронули все службы. За 1,5 года мне удалось восстановить работу предприятия. Фабрика была признана лучшим работодателем города. В 2008 году она выпускала более 100 наименований обуви.

Вернувшись в Москву, я в очередной раз сменил направление и сейчас занимаю должность заместителя генерального директора ЗАО «ЕВРОЕБЕТОН» (Евроцемент групп). Компания работает на одном из сложнейших направлений – строительном рынке, который в настоящее время переживает не самые лучшие времена. Однако именно в подобных ситуациях завоевывают рынки и делают состояния. Тем более политика инноваций, нестандартных решений и новых знаний всегда себя оправдывала и доказала свою эффективность на многих предприятиях».

Дмитрий Коробченко, начальник отдела, департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выпускник программы МВА, 2010

«Есть восточная мудрость: учитель приходит к ученику, когда ученик готов. МВА пришло на помощь многим моим однокурсникам и мне лично именно тогда, когда возникла необходимость переосмыслить наработанный опыт и переформатировать полученные ранее навыки.

В большей мере приходят на программы МВА в поиске познания нового, обменяться знаниями и пополнить круг своих связей. Вознаграждение за учебу не заставило себя долго ждать».

Иван Белохвостиков, директор Центрального округа, «Русфинанс Банк», выпускник программы МВА, 2010

«В МВА программах важно то, что они мотивируют уже состоявшихся людей учиться. Стремление к личностному и профессиональному развитию убирает управленческие стереотипы, значительно повышает эффективность работы и гармонизирует личную жизнь».

Андрей Анохин, президент «НПГ «Сады Придонъя», выпускник программы ЕМВА

«Считаю, что обучение было своевременным и полезным. Несмотря на достаточно высокую стоимость, с учетом поездок в Москву, «выключения» из рабочих процессов на время обучения, программа обеспечила эффект, во много раз превышающий затраты, позволила систематизировать имеющиеся знания, под новым углом взглянуть на процессы, происходящие в компании, четче обозначить стратегию, увидеть проблемы, недоработки и определить пути их решения.

О том, насколько высоко я оцениваю прикладную значимость программы, говорит тот факт, что сейчас обучение проходит мой первый заместитель, финансовый директор ОАО «НПГ «Сады Придонъя» Сергей Юрьевич Брылев».

Галина Ильяшенко, генеральный директор ОАО «Седьмой Континент»

«В 2003 году после обучения в Высшей школе международного бизнеса (ВШМБ) получила степень МВА по специальности «Финансы». С 1 октября 2003 года работаю в должности генерального директора ОАО «Седьмой Континент».

Получив степень МВА по специальности «Финансы» и диплом Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, я могу с уверенностью сказать, что профессиональное совершенствование и обучение, те знания, которые ты получаешь, дают возможность более полного раскрытия внутреннего потенциала в применении к бизнесу. Кроме того, на сегодняшний диплом МВА является «плюсом» для тех, кто нацелен на успешное развитие карьеры».

Лилия Семенченко, директор представительств «CHARMEX of Switzerland» и «ROCHAS of Paris»

«В результате обучения мне представилась возможность подняться на новую ступень в профессиональной карьере, в совершенстве овладеть теорией международного менеджмента, заметно повысить свой уровень в управлении компанией и добиться значительного прогресса в деятельности фирмы».

Александр Медюков, директор Чебоксарского филиала «Вымпелком»

«Мое обучение на программе МВА можно сравнить со сдвигом парадигмы, которое возникает, когда испытываешь озарение, получаешь новое понимание, изменение в мышлении и новую точку зрения».



ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии