Почему однополые коллективы эффективны только на первый взгляд?

24.11.2016

Бизнес–тренеры давно спорят, кто эффективнее: мужчины или женщины. Все зависит от сроков и сложности задачи, говорят им психологи. Нередко, чтобы увеличить производительность коллектива, HR–специалист вводит в гендерное сообщество трудящихся представителя другого пола. «ДП» уточнил у работодателей и рекрутеров плюсы и минусы такого внедрения.

«Обычно женские коллективы называют «змеиным гнездом», а мужской состав нередко именуют «полем боя», где каждый хочет остальных оставить позади, — говорит Екатерина Кононова, основатель агентства BAKE Pro и руководитель женского клуба «Гармония на высоких каблуках». — Однако чисто женские и чисто мужские коллективы, безусловно, эффективны, главное — сформировать дружелюбную атмосферу и сплоченность команды». Если все стремятся к единой цели, уверена Кононова, разногласий или склок, независимо от гендерного признака работников, ждать не стоит.

«Однополые коллективы кажутся эффективными только на первый взгляд и в краткосрочной перспективе, — убеждена руководитель службы маркетинга ICL Services Лилия Алеева. — Еще бы: сходятся люди с одинаковым гендерным поведением, им легче найти общий язык. В долгосрочной перспективе эффективнее смешанные коллективы или как минимум женский коллектив регулярно должен пересекаться по задачам и проектам с мужским, это позволяет увидеть другой подход к решению вопросов и взаимодействию и скорректировать свое поведение».

«Не могу сказать, что исключительно женские или мужские коллективы более или менее эффективны, чем смешанные: если корпоративная культура подразумевает настоящую ответственность каждого сотрудника за свою работу, то практически никакой разницы нет», — не согласен с коллегой Илья Казарин, генеральный директор рекламной группы «Успешные проекты». «Эффективным или неэффективным может быть как смешанный коллектив, так и чисто мужской или женский, — напоминает Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец Lush Russia. — Здесь гораздо важнее роль других факторов, таких как стиль руководства и корпоративные стандарты».

«Сейчас я работаю с двумя коллективами из сферы недвижимости. Один в большей степени женский, другой — мужской. В мужском коллективе более жесткая дисциплина. Хотя сфера недвижимости — это довольно свободный график. Но мужчины больше придерживаются графика, а это влияет на эффективность продаж», — парирует руководитель и учредитель hr–агентства «ЮнитиБалт» Ирина Торопова.

Исследования показывают, что самые эффективные коллективы — те, в которых женщин и мужчин поровну, замечает доктор социологических наук, профессор кафедры ВШКУ РАНХиГС Елена Яхонтова. «И это касается всего коллектива, — уточняет эксперт, — и рядовых сотрудников, и менеджеров среднего звена, и топов». Бизнес–тренер Сергей Зиничев, опираясь на собственный опыт, не согласен с утверждением социологов: «В моей практике лучшими командами были те, где количество мужчин и женщин было в соотношении 80% на 20%. Этот принцип Парео и тут полностью работает».

«В нашей организации 90% женщин, — рассказывает Лусине Абгарян, HR–директор Kelly Services. — Это не означает, что мы малоэффективны. С бизнес–результатами у нас все хорошо, мы продуктивны. Тем не менее, когда к нам приходят мужчины, мы очень радуемся и стараемся их беречь».

Засланный казачок

Мужские коллективы чаще всего встречаются в таких сферах, как металлургия, энергетика, тяжелое машиностроение, горная индустрия. Самая очевидная женская отрасль — сфера услуг. HR–специалисты для повышения производительности коллектива нередко пользуются методом «свой среди чужих» — разбавляют мужчин женщинами, а женщин — мужчинами.

«Очень нелегко придется сотруднику, выброшенному в коллектив другого пола. Но, несмотря на это, эффективность работы такой компании возрастет», — подтверждает Екатерина Кононова.

«Как минимум это оживит обстановку, — говорит представитель HAYS Recruiting experts worldwide Елена Чернова. — Как будут развиваться события дальше, зависит от многих факторов. Но самым важным будет способность руководителя видеть и контролировать события».

Психолог центра Vita Ars Александра Левина объясняет: «У сотрудников снижается настрой на работу, когда они работают только с представителями своего пола. Для рабочего коллектива более эффективно, когда в нем представлены и мужчины, и женщины: тогда трудовые отношения становятся более здоровыми».

Мужчины, говорит Сергей Зиничев, более решительные, основывают свои суждения на фактах и цифрах, что крайне важно в работе, менее импульсивны и эмоциональны. Однако женщины, не может не признать Зиничев, очень эффективно сглаживают возможные конфликтные ситуации в силу своей гибкости мышления и многозадачности.

Благородный эффект

«У меня был опыт работы в исключительно женском коллективе, — признается Илья Казарин. — Я пришел на руководящую должность, женщины были настроены настороженно и даже агрессивно. Я решил, что правильнее будет сосредоточиться на профессиональных успехах, а не стараться каждой из них угодить или понравиться». В результате мужчина, окруженный женщинами, максимально абстрагировался от них и занимался своими задачами. Через несколько месяцев он показал высокие показатели продаж, и коллектив его принял — профессиональное отношение к работе оказалось выше гендерных разборок.

«Самое важное при переходе на работу в коллектив противоположного пола — четко выяснить у руководства, какие будут KPI, добиться, чтобы они были озвучены коллективу, и перевыполнять их. Коллектив примет тебя, если твой вклад очевиден», — делится опытом Илья Казарин. После внедрения мужчины в женский состав продуктивность работы женщин возрастает, минимум потому, что они меньше сплетничают в присутствии мужчины, замечает Екатерина Кононова.

При внедрении женщины в мужской коллектив происходит то же: мужчины чувствуют себя более уверенными и трудоспособными.

Когда в женской команде появляется мужчина, это побуждает коллег–девушек быть в тонусе, меньше впадать в плохое настроение, быть более позитивными, говорит Лусине Абгарян: «Вероятно, это в какой–то степени мотивирует женщин быть более деловыми и, как следствие, более продуктивными. В мужском коллективе работают примерно те же эффекты. Мужчин появление женщин–коллег подвигает быть более собранными и ответственными. Ну и общее мнение, что присутствие женщин мужчин облагораживает, хочется верить, недалеко от истины». «Если в чисто мужской коллектив приходит красивая, умная женщина, весь коллектив начинает работать лучше, а женщина будет этим пользоваться. Ее основная задача — улыбаться, настраивать коллектив работать лучше. Это запускает соревнование. Но когда она определится, то у других это отобьет охоту работать», — предостерегает психолог и бизнес–тренер Дмитрий Ломоть.

Надо ли вмешиваться

Впрочем, наряду с плюсами есть и минусы, которые касаются атмосферы в компании.

«Когда в гендерный коллектив приходит сотрудник противоположного пола, ему часто приходится доказывать, что он на что–то способен. К такому человеку могут сначала относиться снисходительно, или свысока, или с неприятностью», — резонно замечает Мария Маргулис, генеральный директор агентства «1000 кадров».

В результате по отношению к нему может начаться настоящая травля со стороны гендерного большинства. «Насколько комфортно быть одним мальчиком в бухгалтерии или единственной девушкой в техподдержке — зависит от личных, а не гендерных качеств, — говорит Анна Чуксеева, шеф–редактор «Работа.ру». — Если в коллективе есть травля и конфликт — это проблема только бизнес–процессов: у занятых людей нет времени на склоки».

«Работодателю бороться с гендерной травлей необходимо ради повышения все той же эффективности труда, — считает Кононова. — Зачастую такая травля демонстрирует проблемы организации: отсутствие обратной связи, неясный механизм принятия решений, разделение труда, текучка кадров, отсутствие мотивации и другие. Если проблема все–таки состоит в неприязни лидера коллектива к сотруднику, то руководителю следует провести соответствующую беседу с зачинщиком моббинга».

«Скорее всего, травля — это результат действующей системы управления, а не гендерной принадлежности работника», — резюмирует Елена Яхонтова.

Источник: dp.ru 


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии