Рынок лизинга подготовили к реформе

21.09.2016

Центробанк отказался от пруденциального регулирования лизинговой отрасли. Банк России решил, что участники рынка не готовы к введению обязательных нормативов для определения их финансового положения. До сих пор неясно, кто возьмет «под крыло» компании, специализирующиеся на финансовой аренде, – ЦБ или Минфин. Впрочем, интрига скоро будет раскрыта: реформа лизинговой отрасли стартует уже этой осенью – после обсуждения на заседании Национального совета по обеспечению финансовой стабильности (НСФС). Об этом рассказали официальные представители ЦБ. Да и отрасль не останется полностью бесконтрольной: для лизинговых компаний, которые имеют большой потенциал развития в кризис, предусмотрели обязательное саморегулирование.

В июне 2016 года Минфин и ЦБ объявили о готовящейся реформе лизингового рынка, объем которого свыше 3 трлн рублей. По словам представителей ЦБ, с лета межведомственная рабочая группа Минфина изучала сектор, по итогам анализа рынка была сформирована концепция реформы, которую в ближайшее время рассмотрит НСФС. По словам собеседников, перед введением пруденциального регулирования лизинговой отрасли нужно перевести компании на новый учет и отчетность.

«После повышения транспарентности сектора и анализа его финансового положения будет ясно, нуждаются ли компании в дополнительных финансовых требованиях», – рассказали в пресс-службе ЦБ, – лизинговым компаниям будет предоставлено не менее двух лет переходного периода для подготовки к изменениям».

Реформа предусматривает еще ряд нововведений для лизинговых компаний, которые стали едва ли не последними неурегулированными из числа участников финансового рынка. Благодаря «компенсаторному» саморегулированию у отрасли появятся базовые стандарты риск-менеджмента, ожидают в ЦБ. В числе других нюансов: введение мер по защите имущественных интересов лизингодателей и прав лизингополучателей, введение требований корпоративного управления, внутреннего аудита и контроля.

«В подготовке и обсуждении документа принимали участие лизинговые компании», – указали в пресс-службе ЦБ. По итогам заседания НСФС правительство примет решение, кто из ведомств будет отвечать за лицензирование финансового лизинга. После одобрения концепции на заседании НСФС стартует изменение федерального законодательства.

Председатель НСФС – первый вице-премьер Игорь Шувалов. В состав совета также входят помощник президента Андрей Белоусов, представители Агентства по страхованию вкладов, Минфина, Минэкономразвития, ЦБ. В прошлом году на заседании антикризисной комиссии Игорь Шувалов назвал лизинг наиболее эффективным инструментом поддержки бизнеса «в условиях дефицита кредитных ресурсов и высокой кредитной ставки». По оценкам первого вице-премьера, «лизинг выступает одним из самых важных инструментов по поддержке автопрома», он «занимает до 60% рынка профильных услуг».

Лизинг по стоимости для бизнеса может составить достойную конкуренцию кредитам. Ставки по корпоративным кредитам сейчас находятся на уровне 11–22% годовых, по лизингу в среднем – на уровне 20% годовых. По этой схеме работает практически вся авиаотрасль, закупается техника для сельского хозяйства и т.д.

Предправления ПАО «Европлан» Александр Михайлов предполагает, что ЦБ как мегарегулятору было бы более интересно вести реестр лизинговых компаний.

«Возможно, ЦБ же претендует и на последующее регулирование отрасли», – предполагает он, – а Минфином остается так и не сделанный, но важнейший перевод лизинговых компаний на правила бухучета, гармонизированные с МСФО. Без единого расчета базовых показателей назначение нормативов не только бесполезно, но и вредно. Два года здесь выглядят как минимальный переходный период».



По словам Александра Михайлова, также необходимы прозрачность собственников лизинговых компаний как участников финансового рынка, раскрытие отчетности и существенных фактов не по форме, а по содержанию, единые минимальные стандарты корпоративного управления и стандарты управления рисками, капиталом, ликвидностью, обязательные правила внутреннего контроля.

«Исходя из мировой практики, только желание лизинговых компаний получить дополнительные преференции обуславливает особое регулирование», – комментирует гендиректор «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов, – для небольшой лизинговой компании (не несет рисков для банков) дополнительное регулирование может стать проблемой.

По прогнозам Дмитрия Зотова, в ходе реформы небольшие компании покинут рынок финансовой аренды. «При этом крупные игроки, чьи ценные бумаги зачастую обращаются на бирже, оказывают гораздо большее воздействие на банковскую отрасль и, следовательно, требуют более высоких стандартов», – считает Дмитрий Зотов. Но и сам факт того, что бумаги лизинговой компании обращаются на бирже, заставляет эмитента вводить более высокие стандарты работы (включение независимых директоров в совет директоров и обязательная отчетность по международным стандартам, принятие кредитным комитетом решений по вопросам, связанным с кредитным риском). Несоблюдение данных стандартов уже в текущих условиях оказывает негативное влияние на банковскую отрасль».

По словам предправления ПАО «Европлан», основные риски несут не лизингополучатели, а лизингодатели: именно они финансируют приобретение предметов финансовой аренды на сотни миллиардов рублей и именно перед ними стоит задача по возврату этих средств.

«Часть рисков – на профильных инвесторах, кредитующих лизинговые компании», – говорит Александр Михайлов, – соответственно должны быть предусмотрены механизмы их защиты».

По словам собеседника, у лизингополучателей – в основном операционные риски. «В случае банкротства компании, специализирующейся на финансовой аренде (если лизингополучатель продолжает выплаты за приобретенную технику), конкурсные управляющие должным образом обеспечивают защиту его прав», – указывает предправления ПАО «Европлан».

Источник: ИЗВЕСТИЯ


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии