Как преодолевают бюрократические барьеры в разных странах

14.06.2016

Бумажная волокита, многоступенчатый процесс согласования, бессмысленные законы — эти и другие бюрократические сложности способны оперативно задушить любой проект. Но, к счастью, истории известны случаи, когда со всем этим удавалось успешно справиться. В ходе исследования порталами «The Village» и «Строим просто» были изучены успешные мировые случаи борьбы с бюрократией и приведены их результаты.

Грузия. Бесполезные ведомства

В 2004 году в Грузии сменилась власть. От предыдущего президента Эдуарда Шеварднадзе в стране остался разросшийся бюрократический аппарат с бесполезными ведомствами, которые не знали границ собственных полномочий и подчас дублировали функции друг друга.

Как боролись:

Парламент Грузии затеял реформу исполнительной власти. Реформаторы последовали принципу «наименьшего государства», чтобы, избавив экономику от лишнего регулирования, ускорить рост ВВП и заодно обуздать коррупцию. Они упразднили пожарную инспекцию, санитарно-эпидемиологическую службу, обязательный техосмотр транспорта, сертификацию и стандартизацию продукции.

Результат:

Поскольку чиновники и проверяющие всё равно не справлялись с работой, без них жизнь только улучшилась. Относительное число смертей в ДТП и пожарах сократилось. Люди не пострадали от лекарств – ведь медикаменты проверяли в странах-производителях. Удалось сэкономить на экспертизах, а ВВП вплоть до мирового кризиса 2008 года рос в среднем почти на 10 % в год (против средних 3,7 % в предыдущие годы). Кроме того, теперь в рейтингах борьбы с коррупцией Грузия регулярно попадает в пятёрку лидеров.

Чили. Патернализм

В начале 1970-х в Чили начался экономический кризис. Одной из проблемных отраслей стали перевозки: их рынок был поделён между небольшими местными компаниями, целиком захватившими свои вотчины. При этом тарифы определяло правительство, а лицензии давали только членам разных ассоциаций, но не сразу, а порой спустя пару лет. Импорт техники был ограничен ради отечественных производителей.

Как боролись:

Диктатор Аугусто Пиночет доверил контрреформы экономистам-неолибералам Чикагской школы, которые отменили многие правила в транспортных и пассажирских перевозках. В 1975 году власти отвязали тарифы и разрешили всем желающим войти на рынок грузоперевозок, а спустя пару лет дерегулировали автобусный транспорт.

Результат:

Число компаний-грузоперевозчиков резко возросло. Правда, спустя семь лет разразился очередной кризис, и многие маленькие фирмы прогорели. Цены на пассажирский транспорт поначалу выросли, но вскоре билеты подешевели из-за конкуренции. Новые компании открыли дополнительные маршруты, добавили рейсы и в целом повысили качество услуг.

США. Всесильное ведомство

В Соединённых Штатах транспортная отрасль регулировалась чересчур жёстко. Совет по гражданской авиации не только следил за безопасностью перелётов, но и одобрял маршруты, устанавливал тарифы и даже гарантировал перевозчикам прибыль в 12 %, если салон самолёта был заполнен хотя бы наполовину. Компании должны были согласовывать все важные решения с нерасторопными чиновниками, а пассажиры переплачивали за билеты. В 1973 году подорожала нефть, а следом за ней керосин, и цены на перелёты выросли ещё больше.

Как боролись:

Спустя пять лет Конгресс принял закон о дерегулировании авиалиний. У совета отобрали почти все полномочия, а спустя пару лет его и вовсе расформировали. Следить за отраслью стало министерство транспорта, а правила для перевозчиков значительно облегчили.

Результат:

Последствия реформы оказались противоречивыми. С одной стороны, из-за возросшей конкуренции многие компании сократили штат, а иные и вовсе разорились. С другой стороны, уже к 1990 году средняя цена билета с поправкой на инфляцию снизилась примерно на треть, и американцы стали намного чаще путешествовать по воздуху.

Россия. Бумажная волокита

В России затянулась рецессия, из страны рекордными темпами утекает капитал. Отечественную экономику тормозят разные факторы, в том числе бесконечная бумажная волокита. Так, в перечне Минстроя России значится 141 процедура, относящаяся непосредственно к строительной отросли, притом только 29 процедур непосредственно касаются стройки. Больше половины процедур регламентируют работу обслуживающих объект сетей – водопроводных, электрических и других.

Как боролись:

Чтобы привлечь инвесторов и сократить затраты бюджета, власти Москвы решили снизить административные барьеры. В столице с 2012 года сокращают излишние процедуры, а оставшиеся регламентируют, ускоряют и переводят полностью в электронный вид без очередей в нужный кабинет.

Результат:

Чем ниже административные барьеры, тем дешевле и быстрее получить необходимые документы. В 2005 году в Москве на это требовалось в среднем 629 дней и почти 12 % от стоимости проекта, в 2015 году — уже 244 дня и 1,7 % бюджета. В наступившем году для ряда объектов сроки сократились до 99 дней и 0,9 % от стоимости проекта. В рейтинге Всемирного банка Doing Business по простоте получения разрешения на строительство РФ за четыре года поднялась на 60 позиций — правда, только на 119-е место.

Северная Корея. Государственная экономика

В середине 1990-х Северная Корея с её колхозами и плановой экономикой пережила страшнейший голод, в результате которого погибли миллионы людей – государство смогло продержаться лишь благодаря гуманитарной помощи из-за границы. Из КНДР почти не просачиваются новости, и поэтому Северную Корею до сих пор воспринимают как нищую страну лагерей. Однако это представление не совсем соответствует истине.

Как боролись:

Нынешний руководитель Северной Кореи Ким Чен Ын для сохранения собственной власти проводит политические репрессии и закручивает гайки в общественной жизни. В то же время он ослабил контроль над экономикой. В 2012 году власти реформировали сельское хозяйство, сделав его опорой не колхозы, а «малые звенья» — одну-две семьи, которые обрабатывают один и тот же надел, а часть урожая забирают себе. В 2014 году партия разрешила увеличить вдесятеро приусадебные участки. Тогда же директорам государственных предприятий позволили закупать сырьё, продавать продукцию и платить за труд на рыночных условиях.

Результат:

Северокорейские крестьяне собирают рекордные урожаи даже в засушливые годы, а стране больше не грозит массовый голод. Многие заводы и шахты только числятся государственной собственностью, а фактически попали в руки предпринимателей — сегодня частный сектор обеспечивает до 60 % ВВП Северной Кореи.

Великобритания. Жёсткое трудовое законодательство

До середины 1990-х годов крупные магазины в Англии и Уэльсе по закону закрывались по воскресеньям. Власти заботились о правах трудящихся и семейных традициях, однако потерянный день мешал и бизнесу, и покупателям.

Как боролись:

Правительство Тэтчер пыталось разрешить воскресную торговлю ещё в 1986 году, но законопроект провалился в парламенте. Правила смягчили только спустя восемь лет: магазины площадью более 280 квадратных метров стали открываться на шесть часов. Позже парламентарии несколько раз пытались ввести новые послабления, но так и не договорились.

Результат:

Закон о воскресной торговле улучшил жизнь простых покупателей, однако после его принятия жители стали чаще ходить в супермаркеты, отчего пострадали маленькие магазины шаговой доступности. Экономисты Oxford Economics подсчитали, что из-за новых правил в отрасли исчезли более 17 тысяч рабочих мест, но темпы роста ВВП не замедлились.

ЮАР. Закрытая экономика под санкциями

В 1980-х годах ЮАР пребывала в упадке: экономика работала неэффективно, валюта год за годом обесценивалась, а многие страны бойкотировали южноафриканские товары из-за апартеида. Сельское хозяйство жило на субсидии, а, например, все виноделы были вынуждены состоять в кооперативе KWV South Africa, который контролировал производство, продажи и экспорт.

Как боролись:

Власти ЮАР перекроили всю экономику: так, в сельском хозяйстве отменили некоторые ограничения на торговлю, понизили бюджетные субсидии и льготы на налог с прибыли, ввели тарифы вместо прямых директив на продажу и покупку товаров, начали земельную реформу и реформу рынка труда. KWV был превращён в акционерное общество.

Результат:

С 1997 по 2007 год экспорт вина из ЮАР рос в среднем на 17,8 % в год. На рынок вышли новые фермеры и производители, виноградники засаживаются благородными сортами, а отрасль в целом привлекла иностранные инвестиции, которые сказались на смежных областях экономики – например, туризме.

Источник: The Village

 

 


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии