• Сегодня 24 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.29 руб
  • EUR ЦБ 99.56 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»

Как страховые компании борются с влиянием кризиса

22.10.2015



Страховой бизнес ощутил влияние нынешнего кризиса одним из первых: он не меньше автопроизводителей или компаний, выпускающих бытовую технику, зависит от колебаний курса.

Если посмотреть на динамику рынка на примере Топ 100 страховых компаний, то за шесть месяцев этого года было собрано 53,7 млрд руб., тогда как за тот же период прошлого года – около 60 млрд руб. На первый взгляд падение не критическое. Но эксперты полагают, что наиболее показательными будут цифры за август и сентябрь, или даже позже.

«Бюджеты 2015 г. были составлены в условиях, когда еще не произошло падение рубля, не было понимания грядущих тенденций, и основная часть страхователей придерживалась запланированных расходов. Корректировки носили достаточно быстрый и часто форс-мажорный характер. – говорит заместитель генерального директора СК «ВТБ Страхование» Алексей Володин, – Последствия сегодняшнего кризиса мы получим только в 2016 году». По его словам, пока нет оснований для положительных изменений и нет понимания, когда их ожидать.

Заместитель директора департамента страхования корпоративного имущества СК «Альянс» Екатерина Зенченко добавляет: «Страхование имущества юрлиц традиционно реагирует на кризис с некоторым запозданием, инерционно, но при этом сейчас его влияние ощущается уже в полной мере. Динамика сборов в разных сегментах экономики разная: по предприятиям с государственным участием наблюдается некоторый рост, в торговых, производственных предприятиях, где активно использовались заемные средства, отмечается серьезный спад. В целом я бы говорила о стагнации на рынке страхования имущества юрлиц».

«Текущее состояние экономики не могло не отразиться на страховом рынке в целом и на сегменте малого и среднего бизнеса. Компании в сложные периоды стараются сократить или оптимизировать затраты на переменные издержки, в том числе страхование. Прирост премий в корпоративном сегменте значительно сократился. Многие страховщики перешли с амбициозных и оптимистичных планов на более прагматичные и сдержанные, закладывая общий прирост на уровне не более 3–7%», – несколько более оптимистична в своих оценках директор департамента имущественного страхования САО ЭРГО Марина Суркова.

ЦБ как драйвер падения

Сильнее всего, считают участники рынка, по страхованию имущества юрлиц ударило резкое повышение ЦБ учетной ставки, после чего «схлопнулся» рынок корпоративного кредитования. Фирмы перестали приобретать имущество на заемные деньги, и отпала необходимость его страховать. «Постепенное восстановление объема кредитования в банках тем не менее не дает активного роста страховых сборов, данная тенденция ждет нас и в следующем году. Страховые компании в последние годы вынуждены все больше оптимизировать «лайт»-версии продуктов для малого и среднего бизнеса, пересматривать клиентскую базу и оптимизировать расходы. – рассказывает Марина Суркова, – Свой отпечаток накладывает также изменение андеррайтинговой политики многих страховщиков, такой фильтр не всегда позволяет предоставить «дешевое страхование» и, как следствие, ведет к сокращению сборов».

Основным двигателем рынка остается страхование залогов, но в этом сегменте сейчас также наблюдается стагнация. «Драйвером роста являлось то, что охват рынка страхованием был все еще небольшой. Даже крупнейшие компании в разных сегментах не все имеют полис страхования имущества для основных активов, – высказывает свою точку зрения Алексей Володин. – Еще меньше степень проникновения в средних и небольших компаниях, где страхование воспринимается как условие для получения лизинга или кредита». По его словам, постепенно ситуация исправляется.

Но говорить о росте в этом направлении эксперты все-таки опасаются. Скорее, сейчас происходит концентрация рынка у Топ 10 крупнейших страховщиков. Эта тенденция сохранится и в будущем, соглашается Алексей Володин.

«Началась «миграция» клиентов в сторону крупных страховщиков. Сейчас клиентами рассматривается не только цена полиса, но и объем сервиса, история страховщика, его баланс; клиент начал искать именно сервис, а не просто обязательство выплатить возмещение в случае чего, купленное «за недорого», – подтверждает руководитель департамента страхования имущества и технических рисков компании «Росгосстрах» Владислав Тимофеев. – Мы наблюдаем и такую картину (которая, например, еще 2–4 года назад представлялась бы с трудом): клиенты прислушиваются к рекомендациям страховщиков по обеспечению мер, снижающих уровень рисков». И если раньше отказ страховщика от приема какого-нибудь риска в портфель приводил клиента к другому страховщику, готовому взять риск «без сомнений», то сейчас такой отказ перетекает в ответы на вопросы «что не так сделано», «что нужно исправить».

Можно сказать, что драйвером сегмента стала потребность рынка в получении не просто страхового полиса, а именно страховой защиты (как комплекса мер и по снижению рисковой нагрузки, и по организации страховщиком сопутствующего сервиса, и по обеспечению гарантий получения страхового возмещения). Таким образом, основным драйвером рынка является конкуренция.

Экономия выйдет боком

В кризис все клиенты страховщиков задаются вопросом: можно ли сэкономить на имущественном страховании юрлиц без особого ущерба для компании и критического повышения уровня рисков?

«Сэкономить можно и нужно. Это нормальное желание для любого управленца. Самый правильный путь экономии – реально снижать свои риски – улучшать пожарную безопасность на объекте страхования, усиливать охрану и т. д. Иными словами, защищать как можно добросовестнее. И уверяю вас, страховщики это оценят и будут предлагать приемлемые цены за свои услуги», – говорит заместитель генерального директора СК «Пари» Ирина Двойникова.

«Все зависит от специфики деятельности компаний и предприятий. По моему мнению, в страховании нуждаются объекты производства работ: если это торговое предприятие, то необходимо обеспечивать страховой защитой товары в обороте, если производственное – то здания и сооружения, включая производственное оборудование и товарные запасы. Сэкономить на страховании можно, увеличив размер безусловной франшизы, что обычно делают крупные предприятия, зная, что смогут без особых издержек компенсировать себе определенный размер ущерба, – перечисляет начальник управления андеррайтинга имущества и ответственности СК «Либерти страхование» Александр Замула. – Зарубежные компании уже давно приучены к большим франшизам и даже не рассматривают варианты страховок без них. Также можно уменьшить стоимость полиса, исключив из страхового покрытия определенные риски, но от риска «пожар» я бы отказываться не советовал».

Экономить на страховании нужно, признают эксперты. Но экономить – не значит вычеркивать статью из бюджета. Экономить – это осознавать, что, как и зачем страхуется, по какой стоимости (на какие страховые суммы), каким образом производится расчет и выплата возмещения, будет ли достаточно такого возмещения, и, самое главное, как культура содержания и эксплуатации имущества предприятия определяет условия страхового покрытия. «Этот последний момент, пожалуй, самый решающий в вопросе экономии на страховании. Он определяет в конечном счете стоимость полиса, стоимость сервиса страховщика, скорость получения возмещения. «Инвестируя» в поддержание порядка на предприятии, в нормальную эксплуатацию имущества, в квалификацию персонала, в культуру деятельности предприятия, клиент снижает свои издержки», – поясняет Владислав Тимофеев.

Операция «Ы», или «Все украли до нас»

Как это бывает в абсолютно любом виде страхового бизнеса, в период кризиса значительно возрастает доля мошенничества со стороны недобросовестных клиентов. «Безусловно, любой страховщик сталкивается с этим. У нас разработана система работы с контрагентами, которая предполагает ряд мер по противодействию мошенническим действиям как на этапе заключения договора, так и на этапе урегулирования убытка. Последствия для мошенников могут быть очень серьезными как финансово, так и уголовно», – констатирует Алексей Володин. «Сталкиваемся регулярно. И чем хуже ситуация в стране, тем чаще сталкиваемся. В нашей ментальности обмануть юридическое лицо – это не обман, скорее, это расценивается как житейская смекалка, – возмущена Ирина Двойникова. – Наиболее часто предметом мошенничества становятся товарные запасы. Очень многие страховые компании начиная с прошлого года вообще отказались принимать товары на страхование. А те, кто продолжает страховать товарные запасы, существенно ужесточили свои подходы к оценке рисков и подняли цены. Такова реакция страховщиков на резко возросшее число мошенничеств».

Наиболее распространенными являются махинации при страховании имущества, товарно-материальных ценностей физических и юридических лиц, а также автотранспорта. Генеральный директор САО «Гефест» Александр Миллерман приводит в качестве примера случай, когда в одном из российских городов его компанией были приняты на страхование хранившиеся на складе товарно-материальные ценности на сумму свыше 100 млн руб. Чтобы получить страховую выплату, страхователь совершил поджог указанного склада, в результате чего пострадало застрахованное имущество. Мошенничеством в данном случае стало отсутствие на складе товара в полном объеме. Сгорела только часть застрахованного, а страховое возмещение недобросовестный клиент намеревается получить полностью, за весь товар, якобы пострадавший в результате пожара. Еще один пример эксперт приводит из области автострахования: транспортное средство страхуется на сумму в 1,5 млн руб., а его рыночная стоимость в настоящий момент составляет менее миллиона. Страхователь, понимая, что не продаст свое транспортное средство за необходимые ему деньги, инициирует ДТП с последующим возгоранием либо «тоталит» машину (врезается в столб, топит в реке и т. д.). В ряде случаев для инсценировки даже нанимаются каскадеры. После этого страхователем пишется заявление в компанию с требованием возмещения, равного полной страховой сумме прописанной в договоре страхования. «В каждом конкретном случае нами проводится подробный анализ поступивших материалов, а также их оценка для выявления страхового мошенничества. В зависимости от заявленного убытка, проводятся необходимые для определения правомерности выплаты экспертизы (пожаро-техническая, трасологическая и т. д.), опросы, выезды на место заявленного страхового случая, а также иные мероприятия, позволяющие определить умысел страхователя на незаконное обогащение путем выплаты страхового возмещения», – рассказывает Александр Миллерман.

Источник:Компания


Комментарии

Защита от автоматических сообщений