Кайдзен (Kaizen)

Кайдзен (Kaizen) — это одна из восточных идей, подхваченных западными компаниями в 1980-х годах, когда преобладало мнение, что почти вся мудрость в науке управления, накопленная человечеством, сосредоточена в Японии. Как и некоторые другие японские деловые концепции, она начиналась с буквы «к» — подобно кейрецу или канбан. Торговые марки «Келлог», «Кодак», «Крафт» и «Кит Кат» доказали, что буква «к» в названии брэнда придает ему особую силу.

«В применении к рабочему месту, — говорит Масааки Имаи (Masaaki Imai), книга которого о кайдзен, вышедшая в 1986 году, в значительной мере разбудила интерес к в этой идее на Западе, — кайдзен означает непрерывное совершенствование каждого сотрудника — как менеджера, так и рабочего». Впоследствии Имаи стал президентом Института Кайдзен — сети консультационных фирм по всему миру, которые посвятили себя деятельной помощи клиентам, желающих «способствовать постоянному совершенствованию во всех аспектах деятельности своего предприятия».

Кайдзен также можно перевести как «шлифовка» — процесс, благодаря которому необработанный алмаз постепенно приобретает все качества драгоценного бриллианта. В японской культуре идея шлифовки имеет особое значение. Например, там не считается плагиатом взять чью-то идею и самому ее отшлифовать. Это считается торжеством окружающей вас среды.

В основе кайдзен лежит три принципа.

  • Человеческие ресурсы являются самым важным активом компании.
  • Процессы должны развиваться с постепенным улучшением, а не как радикальное преобразование.
  • Совершенствование должно основываться на количественных оценках характеристик различных процессов.

Кайдзен несколько растерял свой блеск, когда японская промышленная машина начала буксовать. Такие книги, как Kaisha: The Japanese Corporation Джеймса Абегглена (James Abegglen) и Джорджа Стока (George Stalk), двух консультантов фирмы «Бостон Консалтинг Груп» из Токио, помогли развеять миф об их непогрешимости. «Не следует ошибаться насчет диапазона компетентности японских компаний», — пишут авторы. Этот комментарий был подтвержден финансовыми проблемами многих известных японских компаний в 1990-х годах.

На закат идеи кайдзен также повлияла новая тенденция 1990-х годов, которая делала упор на скорость перемен и необходимость «впитывать» с удвоенной скоростью возможности электронной интернет-коммерции и другие разработки в сфере информационных технологий. Было трудно встроить степенную неторопливость кайдзен в такую среду. Требования постепенности кайдзен больше не отвечали настроениям времени.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • J.C. Abegglen & G. Stalk, Kaisha: the Japanese Corporation, Basic Books, New York, 1985.
  • M.A. Cusumano, Japan’s Software Factories, Oxford University Press, 1991.
  • M. Imai, Kaizen: the Key to Japan’s Competitive Success, Random House, New York, 1989.
  • M. Imai, Gemba Kaizen, McGraw-Hill, New York & London, 1997.
  • K.C. Lewis, Kaizen: The Right Approach to Continuous Improvement, IFS International, 1995.
  • www.kaizeninstitute.com — веб-сайт Института Кайдзен.


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru