Бенчмаркинг

Бенчмаркинг (benchmarking) — это способ определения показателей работы подразделения или целой организации в сравнении с любыми другими подразделениями или организациями. С помощью бенчмаркинга предприятие устанавливает систему (статистических) измерений и оценок показателей собственной работы (эффективности, производительности и т.п.) в самом широком смысле этого слова, составляя таким образом для себя представление об «оптимальном» или «самом передовом» методе работы. Майкл Спендолини (Michael Spendolini) в своей книге The Benchmarking Book определяет бенчмаркинг как «непрерывный систематический процесс оценки продукции, услуг или рабочих процессов тех организаций, которые общепризнанно считаются носителями самых передовых методов работы, с целью самосовершенствования».

Изначально статистические измерения и оценки показателей работы корпорации сравнивались с результатами предыдущих измерений и оценок этой же организации в различные периоды времени. Хотя такой способ и давал приемлемые сведения о степени улучшения работы, он, однако, не позволял определить «абсолютные» показатели. То есть организация могла постоянно улучшать свои показатели, становясь все эффективнее и производительнее, повышая качество и т.д., но если конкуренты, тем не менее, продолжали оставаться самыми лучшими, такого улучшения было явно недостаточно.

Си. Дж. Макнейр (C.J. McNair) и Г. Дж. Либфрид (H.J. Liebfried) в своей книге Benchmarking: A Tool for Continuous Improvement дают описание четырех видов бенчмаркинга.

  1. Внутренний бенчмаркинг. Это немного напоминает процесс административного управления качеством, т.е внутреннюю проверку стандартов организации с целью выявить возможные пути снижения непроизводительных затрат ресурсов и повышения экономической эффективности.
  2. Конкурентный бенчмаркинг. Представляет собой сравнение стандартов одной компании со стандартами другой компании (являющейся конкурентом).
  3. Отраслевой бенчмаркинг. В этом случае проводится сравнениестандартов компании с нормативными стандартами, применяемыми в той области индустрии, в которой эта компания работает.
  4. Эталонный бенчмаркинг. Сравнение уровня достижений той или иной компании с самыми высокими достижениями в мире, независимо от отрасли производства или от национальных рынков. Японцы даже изобрели для обозначения этого понятия специальное слово «дантоцу», что означает «быть лучшим из лучших».

Бенчмаркинг — постоянно изменяющаяся концепция, которая признает, что относительная значимость тех или иных процессов может меняться со временем, по мере изменения самого бизнеса. Например, компания розничной торговли, которая переключилась с продаж через магазины на интернет-продажи, перестала заботиться об удобных парковках для машин покупателей и сосредоточилась на развитии собственного парка автофургонов для доставки товаров. Соответственно, изменились и ее приоритеты в отношении бенчмаркинга для этих видов деятельности.

Процесс бенчмаркинга подразумевает, что компании готовы выложить результаты своих статистических измерений и оценок в некое общедоступное место, где другие компании могут использовать их для сравнения. Обычно это происходит с помощью третьих сторон, которые сортируют такие данные, а затем делают их достоянием гласности, в то же время не раскрывая название и другие идентификационные сведения о компании, предоставившей эти данные. Сами компании при этом, конечно, могут узнать свои собственные данные и определяют, какое место в общем «неофициальном» рейтинге они занимают.

Начало общему увлечению бенчмаркингом дали две указанные ниже работы.

1. Разработка японцами концепции total quality management (комплексное управление качеством) и идеи кайдзен, т.е. идеи непрерывного совершенствования, или, как еще говорят, постоянного улучшения. Это была система, построенная на ведении подробной статистики. Она требовала тщательных статистических измерений и оценок производственной деятельности, сопровождаемых строгим и постоянным контролем (мониторингом) над этими процессами.

2. Труд Майкла Портера (Michael Porter), вышедший в 1980 году. Эта работа побудила компании уделять больше внимания успехам своих конкурентов, отслеживая свое положение по отношению прежде всего к ним, а не к предыдущим достижениям собственной компании.

Одним из наиболее известных примеров бенчмаркинга является история с компанией Xerox, которая в 1980 году прошла самый скрупулезный и строгий бенчмаркинг после того, как ее руководство стало замечать, что их доля рынка потихоньку, но с опасным постоянством «отъедается» японскими конкурентами. Компания Xerox стала систематически анализировать продукцию и производственные процессы своих конкурентов, чтобы исходя из этих сведений реорганизовать собственное производство и систему сбыта, ставя перед собой цель не просто сравняться с конкурентами, но обязательно превзойти их. К 1989 году Xerox вернула себе значительную долю своего рынка и в том же году получила в США престижную премию «Приз за качество им. Малкольма Болдриджа» (Malcolm Baldrige Quality Award).

В Соединенных Штатах Америки и в Японии бенчмаркинг стал общепринятым и утвердившимся инструментом оценки, и получает все большее распространение и в Европе. К примеру, компания Siemens, немецкий производитель электротехнических и электронных товаров, интенсивно применяла бенчмаркинг, сравнивая свои показатели с показателями конкурентов и компаний из других сфер бизнеса (таких, как компании розничной торговли), желая получить четкие представления о том, как усовершенствовать свои непроизводственные сферы деятельности, например систему продаж и сервисное обслуживание заказчиков.  


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru