• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Год Весны: Трекинг в Мустанг

15.06.2010

[13.06.2010] Дневник путешествия в Королевство Мустанг

Королевство Мустанг, или Затерянное Тибетское Королевство, – территория Северного Непала, лежит на границе с Китаем (Тибетом). Название не имеет отношения ни к лошадям, ни к машинам, ни к джинсам. В переводе означает «полный вдохновения». Раньше это было независимое государство, главным достоянием которого был торговый путь из Китая в Индию. Сейчас Мустанг стал провинцией Непала со столицей Ло-Монтанг. Торгового пути больше нет.

Верхний Мустанг изолированное место. Дорога во многих местах разрушена, так что проехать на машине уже невозможно. Лошадь с ослом проходят с трудом. Зато можно за 5 дней пройти через все королевство пешком по пустынным горным тропам (99% туристов отсекается дорогим разрешением на въезд стоимостью 530 долларов).

Наш поход в поисках вдохновения был нацелен на столицу Затерянного Королевства – город Ло-Монтанг.

Горный трекинг – это не просто путешествие. Это интимное действо, в котором с одной стороны ты, с другой – горы. К нему готовишься как к свиданию – приобретаешь экипировку, изучаешь маршрут. И вот ты остаешься наедине…

0 день: Подготовка.

Из Москвы приехал Никита – мой товарищ и идеолог трекинга в Мустанг. Морально я уже был готов. Общение с индийским гуру и непальским бабой не прошло даром, я уже знал, что это одно из самых чистых и энергетически заряженных мест на планете. Осталось арендовать горные ботинки и спальный мешок. Палатку привез Никита.

1 день: Ночь под звездами.

От Покхары за полчаса долетели до Джомсома и дальше пошли пешком. В этот день прошли 23 км и поднялись с 2700 до 3060 метров. Впечатление колебалось от недоумения в первые часы («за что полштуки баксов?») до состояния, близкого к экстазу, во второй половине дня, когда открылись завораживающие виды. Потрясающие горные пейзажи: белые пики «шеститысячников» на горизонте, высокие серые вершины вокруг, изъеденные древними реками стены ущелий и где-то далеко внизу высохшие русло некогда широкой реки.

Обедали в Кагбени. Там же встретили двух ребят-йогов из Москвы, которые преподают в Московской ассоциации йоги. Получился интересный разговор, обменялись контактами, забили стрелку у меня в гостинице в Покхаре на 13-е июня.

Заночевали в деревушке Тенгбе (всего 35 домов-лачуг). Ужинали рисом и бараниной, запивали вкусным чаем и горьким виски. Никита разбил палатку на крыше. Я расстелил спальник на соседней крыше, повыше – захотелось спать под звездами. Впервые в жизни.

Спать под звездами – это что-то сумасшедшее. Забудьте звездное небо с балкона, забудьте прогулки под звездами на море – это ничто. Когда ты лежишь с широко открытыми глазами на высоте больше трех километров… Когда вокруг воет горный ветер… Когда звезды висят прямо перед тобой… Когда ты ОДИН всю ночь… Это другое. В такие минуты чувствуешь, что между НЕБОМ и ТОБОЙ нет НИЧЕГО. Небо врывается внутрь тебя, разрывает изнутри твою грудь, и ты чувствуешь, как между вами устанавливается незримый канал…

2 день: Up and Down

Подъем в 6 утра, завтрак, старт. В этот день прошли 15 км и поднялись до 3660 метров, причем временами приходилось опускаться и подниматься на 200-300 метров. Это тяжело.

Пейзажи стали еще фантастичнее. Ущелья стали глубже, вершины выше, рельеф экзотичнее. «Дорогие мои, знали бы вы какая она красивая… Белые горы и красные камни на закате солнца…».

Высокий подъем, сложный рельеф, мозоли на ногах и рюкзаки за плечами вымотали. Уже в 5 вечера остановились в деревне Самар в симпатичном гестхаусе. Есть душ! Можно постирать вещи! Чистые постели! Вкусный ужин! Так мало надо для счастья…

3 день: Ranchung Cave Monastery

Денек выдался на славу! Отоспались, отмылись, ноги притерлись к ботинкам, а спины – к рюкзакам. В результате подъемы на 300-400 метров по узким горным тропам штурмовали гораздо бодрей. Прошли около 15 км и поднялись на высоту 3800 метров.

Сначала нам хотелось убить нашего гида Ганишу – он повел нас дорогой, которая спускалась на 300 метров, и мы потеряли практически всю высоту набранную вчера. Однако он остался жив: мы случайно набрели на укрытый в горной пещере буддийский монастырь Ranchung Monastery. В нем мы не нашли никого кроме старичка-хранителя. Позже в этот же день мы познакомились с мустангцем Лексеем, который живет в Нью-Йорке и обучает медитации, а сейчас приехал погостить домой. Он рассказал нам, что этот монастырь является одной из йоговских святынь, куда приезжают для медитации люди с разных концов света. Разговор затянулся на час, и Лексей рассказал много нового. Например, о том, каких видов бывает медитация, и должен ли медитирующий человек быть верующим.

Заночевали в Джайте. Там же познакомились с пятью бабами-шиваитами. Черные от солнца, худющие, с длинными спутанными в дрэды волосами, они ночевали в пустой холодной комнате-сарае, курили марихуану и гашиш. Мы угостили их чаем, они пригласили нас к себе и тоже угостили… Договорились завтра идти вместе.

4 день: Прогулка с бабами. Царанг

Баба (ударение на второй слог) – аналог святого отца в православии. Баба может одновременно быть Гуру – преподавателем. Бабы признают индийского бога Шиву как первого среди богов и отказываются от всего лишнего, странствуя по святым местам обернутыми в желто-оранжевые накидки, с челом (трубками для курения марихуаны и гашиша), котелками и атрибутами своей веры – рудракшами. Среди наших пяти бабов было два гуру. Поскольку я уже знал некоторые мантры, и у меня были четки из рудракши, нам удалось быстро найти общий язык. Еще больше нас сблизило наличие общих знакомых среди шиваитов.

Выяснилось, что бабы знали гуру, у которого я учился в Покхаре. Они его встречали с двумя учениками в Мухтинате, втором по значимости городе Мустанга, и очень уважительно о нем отзывались. Я еще раз удивился, как тесно переплетаются все встречи здесь, в Непале…

Бабы шли к святому озеру на север Мустанга. Младшему было 27 лет, старшему 73. Последний был совсем плох, и мы боялись, что он вот-вот уйдет в мир иной. Кто-то из них был из Непала, кто-то из Индии, но все они поклонялись богу Шиве и давно знали друг друга.

По пути мы остановились на перевале 4100 метров с потрясающим видом на Гималаи.

К обеду старшему бабе стало совсем плохо и бабы остались с ним в деревне Гамии. Дальше мы пошли одни, пока к вечеру не добрались до Царанга (3800 метров), в котором находятся древний буддийский монастырь 13-го века и Королевский дворец.

«Несколько сотен лет назад люди жили в этих пещерах, на земле стоял только храм, который был построен еще в 13-м веке, – указывал на расположенные по другую сторону ущелья пещеры буддийский юноша-монах. – Теперь туда просто так не проникнуть, горные обвалы отрезали путь.

Десять лет назад сюда приехал француз с альпинистским оборудованием и проник в пещеры, но мы не знаем, что он там нашел», – закончил рассказ монах.

5 день. Ло-Монтанг

От Царанга до Ло-Монтанга всего 4 часа пути, спустившись-поднявшись на 400 метров, вновь оказываешься на высоте 3800.

Ло-Монтанг, вопреки моим ожиданиям, оказался практически такой же деревушкой, как и все предыдущие населенные пункты, – только немного больше. Банкоматов нет, мобильной связи нет. Зато появился интернет – 5 минут за доллар.

Город интересен сам по себе, но главная достопримечательность – его буддийские монастыри. Мы купили билеты по 10 долларов каждый, которые давали нам право на встречу с Главным Монахом, посещение всех монастырей и пудж, а также на посещение исторического музея при одном из монастырей.

Пуджа – это церемония в буддийском храме с пением мантр и игрой на трубах, барабанах и колокольчиках. Пужда бывает утренней и вечерней. Я посетил утреннюю пуджу: три десятка мальчиков монахов в красных накидках сидели за длинными столами и, раскачиваясь вправо-влево, распевали мантры, вторя хриплому и низкому голосу взрослого монаха.

Пуджа-Мандела – это особо важная пуджа, которая проходит после утренней пуджи с 7-30 до 11-30 утра. В этой пудже участвуют только взрослые монахи, чтение буддийских мантр сопровождается звоном колокольчиков.

Еще одной прелестью Ло-Монтанга являются магазины с сувенирами. Здесь помимо современных копий можно найти оригинальные вещи, которым десятки и даже сотни лет. Я не удержался и купил себе двух богинь: Белую Тару из серебра и Зеленую Тару из бронзы, а также колокольчики для пуджи и четки из слоновой кости и кости яка.

Мне очень понравилось, как происходил процесс. В городе было всего четыре туриста: мы с Никитой и двое американцев. Поскольку Никита и американцы были заняты другими делами (у них был медовый месяц), по магазинам ходил один я. «Магазины» – это 6-8 стоящих в один ряд лавочек с разнообразными античными тибетскими штуками и их копиями. И вот продавцы выстраиваются у дверей в ряд, вхожу я – Единственный Покупатель – и выбираю, кого наградить вниманием. Пройдя все магазины, я называю цены на понравившиеся мне скульптуры и другие вещи – в 3-5 раз ниже заявленных продавцами. И ухожу, бросив на прощание, что завтра я уезжаю.

6 день: Пещеры Джонг

На самом деле уезжаем мы послезавтра, то есть на седьмой день трекинга. А на шестой день я отправился с Ганишей в таинственные пещеры Джонг, расположенные в 2-3 часах ходьбы по направлению к китайской границе.

Пещеры – это нечто особенное в Мустанге. Мы часто встречали их на своем пути. В большинстве своем они носили следы человека: прямоугольной формы входы, выложенные из камня перегородки. Тем более удивительно, что располагались они в совершенно недоступных без специального оборудования местах – в отвесных стенах на высоте в десятки метров. Вспомнился рассказ монаха – «там жили люди до того, как спуститься и построить дома в долине».

По ходу нашего маршрута мы пытались забраться в пещеры, что пониже, и у Никиты даже получилось – так что потом он еле спустился вниз. Однако хотелось большего.

Непальский гуру, у которого я учился, рассказывал мне о пещерах, расположенных высоко в горах Мустанга, где останавливались просветленные баба и где однажды он в медитации достиг города Шамбала. Эти пещеры находятся в Мустанге, и мы их ощутим. Я чувствовал – мне надо в пещеры Джонг. И не ошибся.

Пещеры Джонг – это целый город в горе. Пять соединенных между собой этажей и десятки связанных галереями пещер на каждом этаже. В большинстве пещер сохранились внутренние перегородки и каменные резервуары для воды. В получасе ходьбы находятся еще два таких мини-города. До одного из них я тоже добрался и даже нашел на стенах пещер древние росписи.

В Ло-Монтанг вернулся к 3 часам и после обеда направился проведать «продавцов». Никита первую половину дня был в городе и сказал, что они очень меня ждут. И в самом деле – вся банда стояла в полной боевой готовности. А я к ним не пошел – сел напротив и стал наблюдать. Продавцы пытались было робко что-то мне предложить купить, но я решительно их отогнал: «Занят. Думаю». Через 15 минут начал лениво прогуливаться мимо магазинов. Захожу в первый – за серебряную скульптуру богини Белой Тары хотели 450 долларов, моя цена – 100 долл. Сделка! Иду дальше. Бронзовая скульптура Зеленой Тары возрастом 50 лет, четки из слоновой кости и четки из кости яка. Начальная цена – 500 долларов, сделка – 110 долларов! И так далее… Э-э-эх – в результате мой рюкзак стал тяжелее на 3 кг!

7-10 день: Возвращение

На обратном пути нас ожидали все те же 80 км пути и спуски и подъемы уже до 1 километра в день. Однако при этом по большей части мы продвигались уже другой дорогой.

Остановились в монастырь Гарагомпа и опять встретились с Лексеем – мустангцем, что преподает медитацию в Нью-Йорке. Общались уже как старые знакомые. Выяснилось, что он не просто учитель – он лама. Я на примере бабов спросил его, не мешают ли деньги достижению высших состояний. «Каждый сам находит свою середину», – ответил он. «Вот заработаю 200 тысяч долларов – и в Непал, куплю землю и построю дом в Катманду. Работать всю жизнь ради денег – это сумасшествие».

В дороге нам встретились те самые два молодожена-американца из Ло-Монтанга – с пятью слугами и четырьмя ослами. Они тащили за собой все: запас еды, тазики, чайники, посуду, одежду… Нда, сразу видно, организацией занималась женщина – у нас было лишь три рюкзака и три пары ног.

Третий и последний день был самым сложным – предстояло пройти больше 25 км и подняться с 3100 до 4100 метров и снова спуститься до 3600 метров. Мы сделали это! Взяв на подмогу одну лошадь, которая затащила наши рюкзаки на самый верх.

Так мы добрались до Мухтината – города, в котором уживаются вместе буддийские и индийские монастыри, города, через который проходит Anapurna Circle – еще один известный трекинговый маршрут. Приехали вовремя: как раз проходил индусский религиозный праздник. На утро десятого дня в индусском храме нас ждало незабываемое зрелище: полуголые люди бегали сквозь струи воды, совершали омовения в бассейнах и совершали «крестный ход» с огнем вокруг храма. И при этом были очень счастливы.

Последним испытанием для нас стало возвращение на джипе из Мухтината в Джомсом. В машину набилось 15 человек, мы ехали на самых задних сиденьях, час задыхаясь в дорожной пыли и парах бензина. Но мы доехали!

11 день: Перелет из Джомсома в Покхару

Все!

Предыдущий пост Вячеслава Красько


Комментарии

Защита от автоматических сообщений